Душераздирающие истории, когда одна из комнат в квартире продается в долевую собственность и ее хозяевами становятся сразу несколько человек, рассказывают не редко. И соседям таких «резиновых» комнат точно не позавидуешь. Но отстаивать свои права нужно: через суд можно заставить владельцев микродолей в комнате продать их собственникам, владеющих большей частью квартиры.
Караул, измена!
Супруги Анастасия и Виталий и их 11-летний сын Максим проживали в просторной трехкомнатной квартире, в которую семья переехала из «однушки», подаренной когда-то Виталию родителями. Квартира была куплена в ипотеку, но семья уже выплатила кредит. Виталий хорошо зарабатывал, а Анастасия, бухгалтер по образованию, работала дома, ведя бухгалтерский учет в небольшой компании, а также занималась сыном.
Максим подавал надежды в спорте: серьезно занимался плаванием и выступал на городских соревнованиях. Большая загрузка Виталия на работе не позволяла ему проводить много времени с семьей. Поэтому Анастасия сама общалась с тренером Максима, а иногда он их даже подвозил домой, так ему было по дороге.
Как-то раз Виталий захотел сделать своим близким сюрприз и тоже приехал на соревнование, но опоздал. Зато увидел, как веселая жена и радостный сын садятся в автомобиль к чужому мужчине. Опешив, Виталий решил проследить, куда они поехали. Автомобиль остановился около одного популярного кафе, и молодой человек, управляющий автомобилем, галантно открыл перед Анастасией дверь. Похоже, что и с сыном он был хорошо знаком, так как дружески похлопывал Максима по плечу, пока они подходили к дверям кафе.
Увиденное очень огорчило Виталия. Но он не пошел следом за ними в кафе, а поехал домой, чтобы все обдумать. А когда жена с сыном вернулись, закатил громкий скандал. Анастасия все объяснила: тренер пригласил отметить победу Максима на соревнованиях, и Виталий как будто успокоился. Но с тех пор отношения в семье испортились. И спустя полгода супруги развелись со скандалом и дележом совместно нажитого имущества.
Новая прекрасная жизнь
Виталий, чтобы досадить уже бывшей жене, разделил лицевой счет в их общей квартире: две меньшие комнаты остались Анастасии и сыну, а большая, 18 кв. м, ему самому. Причем экс-муж не стал жить в своей комнате, а перепродал доли четырем посторонним покупателям, не состоящим в родстве. (До 2 января 2019 г. закон это разрешал. Потом вступили в силу поправки к Федеральному закону N218, запрещающие выделение доли в квартире, если ее размер не позволяет владельцу полноценно проживать на такой площади. Для каждого региона РФ установлен свой учетный минимум для проживания: от 8 до 15 кв. м на человека.)
Собственники долей стали по очереди, а иногда и все вместе появляться в квартире, устраивая пьянки и разборки. Были случаи, когда ночью заваливались шумные гости, раздавались крики, смех, что мешало матери и сыну уснуть. Несколько раз Анастасия вызывала полицию, но в целом ничего не менялось, шумные соседи хотя и не были зарегистрированными по данному адресу, но имели право там находиться как собственники долей в квартире. На предложение женщины разъехаться соседи только рассмеялись ей в лицо, ответив, что у них нет таких планов.
Анастасия, не найдя выхода, пошла к юристу, чтобы узнать, что все-таки можно предпринять в ее ситуации. Тот посоветовал оценить комнату и в письменном виде предложить новым собственникам долей ее выкупить. Если же те не согласятся, то подать заявление в суд, чтобы заставить их это сделать. На практике чаще всего доли нескольких сособственников выкупает тот человек, которому принадлежит наибольшая доля в квартире. Сделка может пройти как по соглашению сторон (сейчас через нотариуса), если цена всех устроит, так и по постановлению суда, если договориться не удастся.
Суд да дело
Предсказуемо, что Анастасия получила отказы. По совету юриста они вместе составили и подали исковое заявление в районный суд, по месту нахождения квартиры, но получили отказ. Похоже, что судья подошла к делу формально или были еще какие-то причины. Дальше юрист подал апелляцию в городской суд, и там, рассмотрев дело, приняли во внимание то, что в квартире проживает несовершеннолетний ребенок, что квартира раньше принадлежала одной семье, члену которой сейчас принадлежит наибольшая доля в квартире, а собственники малых долей владели другой недвижимостью и в квартире постоянно не проживали.
Также значение имело и то, что выделить доли трех собственников в одной комнате в натуральном выражении не представлялось возможным. В итоге суд вынес постановление о совершении принудительной продажи спорной комнаты. Ранее Анастасия оценила комнату и представила в суд документ о ее рыночной цене.
Однако хозяева долей тоже не собирались сдаваться просто так. Ответчики обратились в Верховный суд РФ, заявив, что они остро нуждаются в квартире. Правда, никаких дополнительных документов в суд они не предоставили, а на проведении новой оценки комнаты не настояли. В итоге Верховный суд вынес решение в пользу истца. По решению суда Анастасия, в соответствии с актом оценки, получила полное право выкупить доли у каждого собственника комнаты, выплатив указанную денежную сумму.
Так она и поступила: с деньгами на выкуп долей ей помогли родители, продавшие для этого свою дачу. И женщина с сыном наконец-то смогли вздохнуть спокойно.
Спустя год Анастасия узнала, что четыре собственника долей – это подчиненные ее бывшего мужа. Он сам признался, что специально нанял их за вознаграждение, чтобы досадить «неверной» супруге.
Как пенсионерка подарила квартиру племяннику и оказалась в доме престарелых
Махинации с задатком: как молодожены отдали залог за квартиру, которую никто не собирался продавать
Как родители позаботились о том, чтобы их невестка при разводе осталась ни с чем
Подписывайтесь на канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости