Найти в Дзене
АвтоДвиж

ЛиАЗ в 2020-м – что пришлось отложить «на потом», и какие успехи

Конец года – замечательное время, когда автозаводы начинают хвастаться своими достижениями. Однако вместе с успехами, которые и так каждый может увидеть на наших дорогах, в годовых отчетах встречается информация и о том, что только готовится к выходу в серию.

Я уже рассказал о некоторых моментах, связанных с достижениями КАМАЗа в 2020-м. Сегодня речь пойдет о ЛиАЗе – как ни крути, а это по-прежнему флагман по выпуску современных городских автобусов в России.

Вариант фэйслифтинга ЛиАЗ-5292 – мне нравится
Вариант фэйслифтинга ЛиАЗ-5292 – мне нравится

Начну с банального – сколько машин выпущено в этом году? Если мне не изменяет память, то в текущих реалиях завод при стандартном односменном графике может производить до 2500 автобусов в год. Разумеется, речь идет о 12-метровых машинах - «сочлененников» при тех же условиях будет собрано меньше. По факту, до конца декабря годовой выпуск составит 2354 единицы. С учетом того, что около четверти пришлось на «гармошки» - весьма неплохо. Для завода, разумеется, ибо заказчикам приходится по несколько месяцев стоять в очереди, ожидая своего автобуса – слишком большой спрос.

В принципе, завод готов перейти на двухсменный режим и клепать уже 5000 машин ежегодно, но судя по тому, что это до сих пор не сделано, переплачивать за скорость перевозчики не готовы.

Забавный момент: в настоящее время на заводе работает около 2500 человек. Из года в год число сотрудников практически не меняется. Получается, что каждый работник завода за год собирает один автобус. Не берусь оценивать много это или мало, просто сообщаю как факт…

Ванны для катафорезной обработки кузовов, 2018 год
Ванны для катафорезной обработки кузовов, 2018 год

Что с крупными поставками? Есть города, которые можно поздравить с поступлением новых автобусов, а не «рогатого» хлама из столицы? Как выясняется, да. В Нижний Новгород пришло пополнение в 51 единицу, в Пермь – 111 автобусов, в Питер – 100 машин, в Тверь – 470 единиц и в Тюмень – 60 низкопольников. И конечно, вне конкуренции Московская область, получившая 632 новых автобуса.

Из неожиданного: Москва закупила 328 «дизелей». А ведь кто-то еще недавно декламировал совсем другие идеи, которые рассказывали о тотальной замене автобусов на электробусы. Не сложилось?..

Какие новости по перспективным разработкам? Помнится, год назад у ЛиАЗа были весьма интересные планы на 2020-й.

По факту, из-за общемирового апокалипсиса осуществлено было далеко не все. Вернее, практически ничего. Из глобального в серию пошли только новые маски «а-ля электробус», которые теперь устанавливаются на всю технику, поставляемую в Москву – о них можно посмотреть ЗДЕСЬ. И теперь у низкопольных ЛиАЗов сразу три «выражения лица» – как по мне, это многовато. А произошедшее вместе с фэйслифтингом небольшое изменение интерьера, уж извините, я воспринимаю как текучку. Хотя, идея сделать универсальный «капитанский мостик» по единым евротребованиям заслуживает внимания.

Однако, если обратиться не к «обложке», а к содержанию, то безусловно стоит отметить запуск в серию 12,4-метрового низкопольного ЛиАЗ-5292 LNG. Подробно об этой машине на сжиженном метане можно почитать ТУТ или посмотреть на нее своими глазами в Челябинске – туда вот-вот будет поставлено 7 единиц.

А вот премьерный показ автобусов нового поколения, над которым ЛиАЗ активно работает уже пару лет, теперь переносится на следующий год. Жаль, судя по разговорам, изменения там достаточно интересные. Будем ждать…

И все же, куда исчез «самый перспективный и экологичный вид транспорта»? Коллеги-конкуренты строчат бодрые отчеты о поставках очередной партии электробусов в столицу, а ЛиАЗ молчит себе в сторонке и в ус не дует. Помнится, к ликинским машинам было меньше вопросов, и поначалу именно они закрывали все маршруты, пока «коллег» по парку доводили до ума – почему же забросили эту тему?

Как и предполагалось, тема электробусов – это пафос, не имеющий ничего общего с экономикой. Сборка одного электробуса занимает по времени в полтора раза больше, чем 12-метрового автобуса. Примерно за такое же время собирается и «гармошка». Для завода, который завален заказами на полгода вперед, выпускать электробусы просто невыгодно. Тем более, как выяснилось, ни о каком реальном отказе от дизельных автобусов в Москве речи не идет.

Кроме того, уже все участники проекта московского электробуса признали, что не все так просто. Вот слова Когогина: «Когда мы и группа «ГАЗ» подписали первые контракты с Москвой, мы обязались поставить зарядную инфраструктуру, а «Мосгортранс» - подключить ее. Мы рассчитывали, что вдоль троллейбусных маршрутов есть тяговые подстанции, и все решится просто. Когда начали работать, оказалось, что без участия «Россетей» заниматься инфраструктурой в нашей стране вряд ли возможно… Это сложная задача как по техническим решениям, так и по финансам, она потребует много времени и новых стандартов строительства». Так что ЛиАЗ просто отложил тему электробусов в сторону до лучших времен и занялся более актуальными вопросами.

Хотя, не совсем – новый сочлененный электробус все же планируется представить в 2021 году.

А что же самая «актуальная» тема текущего года – «корона»? Приняты стандартные меры: маски, перчатки, обязательный замер температуры при входе на завод. Всех, кого можно было, перевели «на удаленку». На первый взгляд – все как у всех.

Однако к проблеме на ЛиАЗе отнеслись серьезно. Чтобы показать всю сложность текущей ситуации с вирусом и важность мер профилактики, даже фотографии производства были сделаны заново, чтобы все сотрудники, попавшие в кадр, были в защитных масках – это видно на снимках цехов. На мой взгляд, такое внимание к мелочам – перебор, по мнению руководства – норма. Решайте сами…

На самом ЛиАЗе, как и на любом другом заводе, из года в год остается масса нереализованных проектов. Какие-то воплощаются в металле и пластике позже, а какие-то так и остаются в эскизах и графических набросках в компьютере. Жаль, что соображения секретности не позволяют заводу показывать даже то, что уже никогда не будет реализовано – там встречаются весьма оригинальные идеи, не уступающие по смелости иностранным проектам…

Вариант дизайна ЛиАЗ-4292 из 2015 года…
Вариант дизайна ЛиАЗ-4292 из 2015 года…