Конец года – замечательное время, когда автозаводы начинают хвастаться своими достижениями. Однако вместе с успехами, которые и так каждый может увидеть на наших дорогах, в годовых отчетах встречается информация и о том, что только готовится к выходу в серию.
Я уже рассказал о некоторых моментах, связанных с достижениями КАМАЗа в 2020-м. Сегодня речь пойдет о ЛиАЗе – как ни крути, а это по-прежнему флагман по выпуску современных городских автобусов в России.
Начну с банального – сколько машин выпущено в этом году? Если мне не изменяет память, то в текущих реалиях завод при стандартном односменном графике может производить до 2500 автобусов в год. Разумеется, речь идет о 12-метровых машинах - «сочлененников» при тех же условиях будет собрано меньше. По факту, до конца декабря годовой выпуск составит 2354 единицы. С учетом того, что около четверти пришлось на «гармошки» - весьма неплохо. Для завода, разумеется, ибо заказчикам приходится по несколько месяцев стоять в очереди, ожидая своего автобуса – слишком большой спрос.
В принципе, завод готов перейти на двухсменный режим и клепать уже 5000 машин ежегодно, но судя по тому, что это до сих пор не сделано, переплачивать за скорость перевозчики не готовы.
Забавный момент: в настоящее время на заводе работает около 2500 человек. Из года в год число сотрудников практически не меняется. Получается, что каждый работник завода за год собирает один автобус. Не берусь оценивать много это или мало, просто сообщаю как факт…
Что с крупными поставками? Есть города, которые можно поздравить с поступлением новых автобусов, а не «рогатого» хлама из столицы? Как выясняется, да. В Нижний Новгород пришло пополнение в 51 единицу, в Пермь – 111 автобусов, в Питер – 100 машин, в Тверь – 470 единиц и в Тюмень – 60 низкопольников. И конечно, вне конкуренции Московская область, получившая 632 новых автобуса.
Из неожиданного: Москва закупила 328 «дизелей». А ведь кто-то еще недавно декламировал совсем другие идеи, которые рассказывали о тотальной замене автобусов на электробусы. Не сложилось?..
Какие новости по перспективным разработкам? Помнится, год назад у ЛиАЗа были весьма интересные планы на 2020-й.
По факту, из-за общемирового апокалипсиса осуществлено было далеко не все. Вернее, практически ничего. Из глобального в серию пошли только новые маски «а-ля электробус», которые теперь устанавливаются на всю технику, поставляемую в Москву – о них можно посмотреть ЗДЕСЬ. И теперь у низкопольных ЛиАЗов сразу три «выражения лица» – как по мне, это многовато. А произошедшее вместе с фэйслифтингом небольшое изменение интерьера, уж извините, я воспринимаю как текучку. Хотя, идея сделать универсальный «капитанский мостик» по единым евротребованиям заслуживает внимания.
Однако, если обратиться не к «обложке», а к содержанию, то безусловно стоит отметить запуск в серию 12,4-метрового низкопольного ЛиАЗ-5292 LNG. Подробно об этой машине на сжиженном метане можно почитать ТУТ или посмотреть на нее своими глазами в Челябинске – туда вот-вот будет поставлено 7 единиц.
А вот премьерный показ автобусов нового поколения, над которым ЛиАЗ активно работает уже пару лет, теперь переносится на следующий год. Жаль, судя по разговорам, изменения там достаточно интересные. Будем ждать…
И все же, куда исчез «самый перспективный и экологичный вид транспорта»? Коллеги-конкуренты строчат бодрые отчеты о поставках очередной партии электробусов в столицу, а ЛиАЗ молчит себе в сторонке и в ус не дует. Помнится, к ликинским машинам было меньше вопросов, и поначалу именно они закрывали все маршруты, пока «коллег» по парку доводили до ума – почему же забросили эту тему?
Как и предполагалось, тема электробусов – это пафос, не имеющий ничего общего с экономикой. Сборка одного электробуса занимает по времени в полтора раза больше, чем 12-метрового автобуса. Примерно за такое же время собирается и «гармошка». Для завода, который завален заказами на полгода вперед, выпускать электробусы просто невыгодно. Тем более, как выяснилось, ни о каком реальном отказе от дизельных автобусов в Москве речи не идет.
Кроме того, уже все участники проекта московского электробуса признали, что не все так просто. Вот слова Когогина: «Когда мы и группа «ГАЗ» подписали первые контракты с Москвой, мы обязались поставить зарядную инфраструктуру, а «Мосгортранс» - подключить ее. Мы рассчитывали, что вдоль троллейбусных маршрутов есть тяговые подстанции, и все решится просто. Когда начали работать, оказалось, что без участия «Россетей» заниматься инфраструктурой в нашей стране вряд ли возможно… Это сложная задача как по техническим решениям, так и по финансам, она потребует много времени и новых стандартов строительства». Так что ЛиАЗ просто отложил тему электробусов в сторону до лучших времен и занялся более актуальными вопросами.
Хотя, не совсем – новый сочлененный электробус все же планируется представить в 2021 году.
А что же самая «актуальная» тема текущего года – «корона»? Приняты стандартные меры: маски, перчатки, обязательный замер температуры при входе на завод. Всех, кого можно было, перевели «на удаленку». На первый взгляд – все как у всех.
Однако к проблеме на ЛиАЗе отнеслись серьезно. Чтобы показать всю сложность текущей ситуации с вирусом и важность мер профилактики, даже фотографии производства были сделаны заново, чтобы все сотрудники, попавшие в кадр, были в защитных масках – это видно на снимках цехов. На мой взгляд, такое внимание к мелочам – перебор, по мнению руководства – норма. Решайте сами…
На самом ЛиАЗе, как и на любом другом заводе, из года в год остается масса нереализованных проектов. Какие-то воплощаются в металле и пластике позже, а какие-то так и остаются в эскизах и графических набросках в компьютере. Жаль, что соображения секретности не позволяют заводу показывать даже то, что уже никогда не будет реализовано – там встречаются весьма оригинальные идеи, не уступающие по смелости иностранным проектам…