Найти тему
United Traders

Что такое IPO и как принять в нем участие

2020 год, затормозивший развитие многих секторов экономики, сказался на рынке IPO скорее положительно – уже сейчас можно говорить об историческом максимуме размещений. Здесь мы рассмотрим, что такое IPO, как в нем поучаствовать небольшому частному инвестору, в чем преимущества и недостатки этого варианта для стартапов и инвесторов и какие есть альтернативы.

Что такое IPO

IPO (Initial Public Offering) – это первичное размещение акций компании на бирже. Как понятно уже из названия, это первое появление на бирже акций компании, которая до того была частной (притом в истории одной компании может быть несколько IPO, если она выходила на биржу, потом снова становилась частной, а затем снова проводила IPO).

Тенденцией последних лет стал довольно поздний выход компаний на IPO – по статистике сейчас время с момента создания компании до выхода на IPO обычно превышает 10 лет, раньше речь шла скорее о 6-7 годах. В течение этого времени стартап также привлекает средства, но от частных инвесторов – это инвестиции на этапах Pre-Seed, Seed, раунды финансирования А, В, С и т.д., pre-IPO. В последнее время некоторые компании выбирают альтернативные варианты размещения на бирже, однако, несмотря на рост их популярности самым распространенным вариантом остается именно традиционное IPO.

Как происходит IPO

IPO – довольно долгий процесс, требующий от компании вложения сил и средств. Тем не менее, хотя некоторые компании так и остаются частными, для большинства рано или поздно подходит момент, когда они решают стать публичными.

Выбор андеррайтеров

Для начала компания выбирает андеррайтера IPO – обычно это инвестиционный банк с хорошей репутацией, такой как Goldman Sachs или Deutsche Bank. Андеррайтеры по сути являются посредниками между компанией, проводящей IPO, и инвесторами, которые хотят купить ее акции. Они помогают компании готовиться к IPO, проводят роуд-шоу и берут на себя часть рисков при первичном предложении акций (в некоторых случаях они покупают размещаемые акции, а затем уже продают их другим инвесторам, в некоторых – скорее просто страхуют эти риски и помогают продавать акции).

Подготовка проспекта эмиссии и других документов. С помощью андеррайтеров компания готовит проспект эмиссии – в США это форма S-1, подаваемая в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) США и содержащая подробные сведения о бизнесе и финансовых показателях компании, факторах риска, действующих акционерах и т.д. Это и сведения для регулятора, который перед IPO проверяет компанию, и информация для потенциальных инвесторов, которые в том числе на основании этого могут решить, покупать ее акции или нет.

Роуд-шоу и сбор заявок

Далее проводятся собственно роуд-шоу (встречи с крупными инвесторами и экспертами, своего рода рекламная кампания стартапа перед IPO), собираются заявки от инвесторов и устанавливается ценовой коридор размещения. Речь обычно идет именно о диапазоне цены, он устанавливается на основании спроса на акции и других факторов. В ходе IPO могут продаваться как новые выпускаемые акции, так и акции, принадлежащие действующим акционерам компании.

Выход на биржу

Затем акции, часто со скидкой, распределяются среди инвесторов, в основном институциональных, оставивших заявки на них. Из-за высокого спроса удовлетворяется сравнительно небольшой процент заявок – здесь говорят об аллокации, это доля удовлетворенных заявок на акции. Сейчас в большинстве IPO аллокация составляет 5-10%, то есть при подаче заявки на 100 акций инвестор получит 5-10 штук.

Свободная торговля акциями на бирже

Затем акции начинают свободно торговаться на бирже, где их может купить любой инвестор. Высокий спрос на акции известных компаний в первый день торгов нередко вызывает резкий рост акций в этот период. Для действующих акционеров компании после IPO существует так называемый период блокировки (локап-период), длящийся обычно 90 или 180 дней, в течение которого они не могут продать свои акции. Период блокировки нужен для того, чтобы инвесторы не начали распродавать свои акции сразу же, что может резко увеличить их предложение и, следовательно, снизить их цену.

Как обстоят дела с IPO в 2020 году

Нынешний год, несмотря на пандемию (а на самом деле скорее даже благодаря ей), оказался очень удачным с точки зрения IPO. Уже сейчас число первичных размещений США оказалось рекордным – по подсчетам компании Dealogic, на начало сентября в ходе IPO было привлечено $157 млрд, так что нынешний год уже обогнал рекордный до этого 1999. С начала года в США провели размещение более 480 компаний – это также один из лучших результатов.

Число IPO в США по годам. Источник: Stock Analysis
Число IPO в США по годам. Источник: Stock Analysis

Хорошим показателем является и то, что акции компаний, разместившихся на бирже в этом году, демонстрируют хороший рост в первый день торгов – в среднем на 24%.

У такого успеха сразу несколько причин.

1. Тот факт, что технологические компании скорее выиграли в пандемию с ее удаленкой, ростом онлайн-заказов еды и товаров и домашними развлечениями.

2. В условиях, когда многие другие отрасли переживают сложные времена, что негативно сказывается и на их акциях, хайтек-акции оказались своего рода надежной гаванью для инвесторов.

3. Более консервативные инвестиционные инструменты, такие как облигации, становятся менее привлекательными из-за низких процентных ставок.

Удачные IPO 2020 года

Показательно, что только с начала декабря произошло два IPO, которые вошли в топ-10 размещений американских технологических компаний: это IPO сервиса аренды жилья Airbnb и онлайн-сервиса доставки еды DoorDash. Торговля акциями DoorDash на Нью-Йоркской фондовой бирже началась 9 декабря, в первый день их цена выросла на 85% до $189,5. Тем самым сервис привлек в ходе IPO $3,4 млрд, а общая его стоимость в первый день торгов достигла $60 млрд. На следующий день на бирже NASDAQ прошло IPO Airbnb – его акции в первый день выросли на 113% до $144,7. Он привлек $3,7 млрд, а его общая стоимость оценивалась почти в $100 млрд.

Также среди крупных и удачных IPO нынешнего года – размещение облачного сервиса Snowflake: его акции за первый день выросли на 112%, он привлек $3,4 млрд, а общая стоимость сервиса достигла $33,2 млрд. Другие интересные размещения – это IPO приложения для отслеживания цен на лекарства GoodRx или онлайн-страховщика Lemonade. Естественно, этими компаниями дело не ограничивается – успешных IPO прошло намного больше.

Как частному инвестору участвовать в IPO

Сравнительно небольшому частному инвестору доступны инвестиции на достаточно поздних этапах – более раннее и рискованное финансирование компании осуществляют венчурные фонды, инкубаторы стартапов и институциональным инвесторам в целом. Так что варианты для частного инвестора – это pre-IPO, собственно IPO и покупка акций компаний, уже торгующихся на рынке.

Купить уже торгующиеся на бирже акции проще всего, но такие акции, особенно если речь идет об известных компаниях, дороги, а их доходность, хотя и стабильна, но довольно невысока. Если же частный инвестор хочет купить акции на IPO, ему нужно обратиться к компаниям, являющимися посредниками, которые купят эти акции для вас. Среди таких компаний, работающих в России – United Traders.

Пошаговая инструкция по использованию платформы United Traders от трейдера Григория Полежаева

Инвестор открывает счет в компании, а затем выбирает компанию, в которую хочет инвестировать. Притом список перспективных IPO уже отобран аналитиками компании, что дает дополнительную страховку от рисков. После этого клиент пополняет счет, оставляет заявку на акции той или иной компании, а после проведения IPO становится владельцем определенного количества акций и постепенно формирует портфель акций.

Так выглядит отчетность по инвестиции в личном кабинете на сайте United Traders. Скриншот – из Telegram-канала трейдера United Traders Антона Клевцова под названием «Трейдер отвечает», данные на 24 декабря 2020.
Так выглядит отчетность по инвестиции в личном кабинете на сайте United Traders. Скриншот – из Telegram-канала трейдера United Traders Антона Клевцова под названием «Трейдер отвечает», данные на 24 декабря 2020.

Конечно, компании-посреднику в таком случае идет определенная комиссия, однако, такой способ позволяет инвестировать более безопасно и начиная с небольших сумм. Упрощает процесс и то, что инвестировать в таких случаях можно через личный кабинет на сайте или мобильное приложение.

Американский и российский рынок IPO

IPO проводятся на биржах самых разных стран, в последние годы очень крупные размещения проводили китайские компании на китайских биржах. Однако, для частного инвестора из России наиболее реалистичными направлениями являются российский и американский рынок.

Конечно, российскому инвестору принять участие в IPO на российской бирже проще. Обычно здесь можно купить даже одну акцию, которая притом может стоить всего несколько тысяч рублей, а аллокация в некоторых случаях достигает 100%, то есть можно купить столько акций, сколько планировалось изначально. Нет здесь обычно и локап-периода.

Однако, дальше начинаются сложности. Во-первых, в России процедура IPO менее жестко регулируется, так что есть шанс и дольше ждать получения акций, и в целом потерять деньги из-за слишком рискованного вложения. Во-вторых, и это главное – в России проводится очень мало IPO. Так, в 2020 году, на который в США пришелся настоящий бум IPO, в России прошло лишь два таких размещения – IPO судоходной компании «Совкомфлот» и девелоперской группы «Самолет». До этого последнее IPO в России проводилось в 2017 году – это было размещение «Детского мира», в 2018 и 2019 годах не было ни одного IPO. Даже крупные российские компании предпочитают проводить IPO на американских биржах – там разместили свои акции и «Яндекс», и Mail.ru, и Qiwi, и HeadHunter. Уже в этом году IPO на NASDAQ провел онлайн-ритейлер Ozon.

Так что американские IPO все же остаются наиболее реалистичным вариантом. Хотя в их случае из-за большого спроса на акции многих компаний и довольно жесткого регулирования есть много ограничений: это и аллокация, и период блокировки, и действующие в некоторых случаях минимальные требования к сумме или количеству акций. Однако, преимущества доступа к акциям самых известных стартапов перевешивают эти недостатки. Тем более что инвестировать из России можно через целый ряд компаний. В некоторых из них, например, United Traders можно инвестировать начиная с $10, кроме того, риски инвестиций в IPO смягчаются тем, что общий портфель компаний отбирают опытные трейдеры.

Обзор United Traders от блогера Рами Зайцмана

Календарь IPO

Хотя календаря IPO в полном смысле этого слова не существует – компании нередко переносят IPO, а установленных слишком заранее жестких сроков нет, все же инвестору имеет смысл отслеживать приближающиеся размещения. Это можно делать и самостоятельно, регулярно изучая информацию о новых IPO, и с помощью календарей IPO, составляемых многими сервисами.

Вот несколько мест, где можно найти информацию о приближающихся IPO, после чего оценить, стоит ли в них участвовать. Подобный календарь публикует, например, финансовый сайт MarketWatch, есть календари приближающихся IPO на сервисе Yahoo! Finance или на сайте United Traders (в этом случае можно увидеть, на участие в каких IPO уже можно подать заявку, а какие еще рассматриваются аналитиками компании).

Кстати, календарь предстоящих IPO можно посмотреть в специальном разделе на нашем сайте.

Скриншот календаря IPO от United Traders. Сроки и компании могут измениться
Скриншот календаря IPO от United Traders. Сроки и компании могут измениться

Плюсы IPO для компании

Рассмотрим теперь, в чем состоит привлекательность IPO для компании, ее основателей и действующих инвесторов.

Привлечение средств

Конечно, основным преимуществом IPO и основной сутью этого процесса является привлечение дополнительных средств – так компания может привлечь деньги не только от сравнительно небольшого круга частных инвесторов, вкладывающих средства на более ранних этапах. Дальнейшее привлечение капитала (например, через вторичное размещение акций, SPO, или просто выпуск новых акций) также будет скорее всего проще, чем поиск частных инвесторов. Да и сами акции публичной компании становятся еще одним способом оплаты сделок и даже выплат сотрудникам.

Открытость и надежность

Публичные компании, деятельность и финансовые результаты которых должны быть достаточно прозрачны и должны удовлетворять целому ряду требований регуляторов, вызывают больше доверия и у новых инвесторов, и у потенциальных клиентов. Кроме того, после IPO о вашей компании просто узнает больше людей, чем раньше.

Из этого пункта вытекает следующий – снижение стоимости капитала для компании. Публичной компании с прозрачными финансами и регулярно проводимым аудитом банки будут выделять кредиты более охотно и под более низкий процент.

Возможность экзита для действующих инвесторов. Хотя венчурные фонды и другие инвесторы, вкладывающие средства на ранних этапах, готовы к длительному ожиданию возврата средств, конечной целью все же является продажа этих акций. В результате IPO действующие инвесторы получают такую возможность – и, с учетом нередко существенного роста акций после размещения, обычно довольно выгодно для себя.

Минусы IPO для компании

Конечно, у IPO есть и свои темные стороны – не случайно в последние годы многие компании довольно долго остаются частными и не торопятся проводить IPO.

Довольно жесткие требования и регулирование

В процессе и после IPO компания проходит довольно тщательную проверку – она должна проходить регулярный аудит, в случае размещения в США регулярно подавать свою финансовую отчетность в SEC и т.д. У такой прозрачности есть плюсы, о которых уже было сказано, однако, для сравнительно небольшой компании это может быть трудно – как минимум такая отчетность и аудит требуют выделения на них дополнительных сил и средств.

Дороговизна самого IPO

IPO – довольно дорогое мероприятие. Андеррайтеры, проводящие IPO, берут комиссию от 3% до 7% от привлеченной суммы, следовательно, в случае крупных размещений, таких как IPO Uber или Snap, эти сборы могут достигать нескольких сотен миллионов долларов. Но и десятки миллионов – немалая цена для компаний, не являющихся гигантами. Именно дороговизна IPO стала одной из причин распространения в последнее время альтернативных способов выхода на биржу.

Давление на компанию и риск потери контроля

Рыночное давление на публичную компанию довольно высоко – ее акционеры ждут скорой прибыли, так что основателям нередко приходится переключиться с долгосрочных целей на краткосрочные. Недостаточно успешные финансовые результаты публичной компании нередко приводят к сильному падению ее акций. Кроме того, в некоторых случаях есть риск, что основатели вообще потеряют контроль над компанией или как минимум значительно снизят его из-за давления со стороны акционеров и необходимости отчитываться перед ними.

Локап-период

Этот минус связан с тем, что основателям компании и другим ее действующим акционерам не удастся слишком быстро продать ее акции после IPO и получить тем самым доход. А в некоторых случаях после роста акций в первые дни после размещения затем они могут значительно упасть, так что их продажа станет существенно менее выгодной.

Плюсы IPO для инвесторов

Говоря «для инвесторов», мы, конечно, имеем в виду сравнительно небольших частных инвесторов, которым эта статья может быть полезной.

Один из самых понятных способов инвестирования

Как отмечалось в пункте «Как участвовать в IPO частному инвестору», в случае с IPO есть достаточно понятный механизм доступа мелкого инвестора к покупке акций.

Надежность

На IPO выходит компании с уже устоявшимся бизнесом и достаточно стабильной выручкой, перед размещением они проходят довольно жесткую проверку со стороны регулятора, так что это более надежный способ, чем инвестирование на более ранних этапах.

Сравнительно ранее и дешевое инвестирование

С учетом предыдущего пункта IPO все же остается вариантом достаточно раннего инвестирования для мелкого частного инвестора. Несмотря на более поздний выход на IPO в последнее время, часто в этом случае речь идет все же о сравнительно небольших компаниях (речь, конечно, не об IPO уровня Uber или Airbnb), пик развития которых еще впереди, что позволит хорошо заработать на их акциях в будущем. Так что покупка акций во время IPO обычно оказывается более дешевым вариантом, чем приобретение акций крупных компаний, уже давно торгующихся на бирже.

Минусы IPO для инвестора

Аллокация

Это понятие, который отражает, пожалуй, наибольшее препятствие в инвестировании в IPO. Подав заявку на 100 акций, вы в итоге получаете только 5-10 акций, так как спрос на них велик. Притом, будучи мелким инвестором, вы вряд ли сможете оставить заявку на слишком значительную сумму, а значит, просто не сможете купить больше акций.

Довольно дорогие акции. Хотя выше говорилось о том, что инвестиции в IPO – не самый дорогой вариант для частного инвестора, все же это и не слишком дешево. Институциональные инвесторы, купившие их раньше, обычно приобретают акции со скидкой, но это обычно не распространяется на мелких частных инвесторов. Этот пункт говорит в пользу инвестирования на этапе pre-IPO.

Высокая волатильность и высокие риски

Инвестиции в IPO остаются все же достаточно высокорисковыми. Причем, как отмечают эксперты, хотя успешных IPO больше, обычно инвестор теряет на провальном IPO существенно больше, чем зарабатывает на нескольких удачных.

Альтернативные варианты размещения на бирже и инвестиций

Бум IPO в 2020 году сопровождается и бумом альтернативных вариантов выхода на биржу. Выбор таких вариантов связан с описанными в предыдущем пункте издержками: дороговизной IPO, периодами блокировки и др.

Первая из альтернатив – прямое размещение, то есть выход на биржу напрямую, без посредников и роуд-шоу. В этом случае нет комиссий андеррайтерам, нет локап-периода, а дополнительные акции не выпускаются. У такого варианта размещения есть как очевидные плюсы, так и минусы – таким образом не привлекаются дополнительные средства, ведь продаются доли действующих инвесторов, выше риски волатильности, а сама компания должна быть достаточно известной, чтобы инвесторам в принципе захотелось купить ее акции.

Прямое размещение не новинка 2020 года – еще в 2018 году таким способом вышел на биржу музыкальный стриминговый сервис Spotify – однако, именно в нынешнем году способ получил широкое распространение. Прямое размещение провели разработчик ПО для управления бизнес проектами Asana, а также Palantir – довольно известная, хотя и весьма закрытая компания, разрабатывающая используемое спецслужбами ПО.

Динамика инвестиции в прямое размещение Palantir. Скриншот из Telegram-канала трейдера United Traders Антона Клевцова под названием «Трейдер отвечает», данные на 24 декабря 2020.
Динамика инвестиции в прямое размещение Palantir. Скриншот из Telegram-канала трейдера United Traders Антона Клевцова под названием «Трейдер отвечает», данные на 24 декабря 2020.

Еще одна альтернатива, также существующая не первый год, но получившая распространение в 2020, – SPAC IPO, также называемое Blank Check IPO. В этом случае группа инвесторов создает SPAC (special-purpose acquisition company), а уже затем ищет перспективный стартап, желающий выйти на биржу, и сливается с ним. Тем самым основатели стартапа получают публичную компанию без долгого и дорогого процесса IPO, а инвесторы SPAC – акции этого перспективного стартапа. О популярности этого способа говорят и цифры – число таких IPO к концу октября составило 165, что вдвое больше, чем в 2019 году. Так, в нынешнем году SPAC Churchill Capital Corp III купила разработчика электронных таблиц Multiplan за $11 млрд, а другая такая компания Diamond Eagle Acquisition приобрела за $3,3 млрд фэнтези-спортивной платформы DraftKings.

Что касается частного инвестора, здесь также есть альтернативы. Про покупку акций на бирже все понятно, но помимо этого мелким инвесторам становится все проще инвестировать на этапе pre-IPO. В этом случае выше риски, но при этом акции обычно дешевле, чем на IPO, кроме того, нет проблемы аллокации. А сочетание разных инвестиций в портфеле (инвестиции в pre-IPO, IPO и торгующиеся на бирже акции) и выбор проверенную платформу помогают минимизировать риски. В России инвестировать на этапе pre-IPO можно через платформу United Traders.

Выводы

IPO – хороший вариант для инвестиций, тем более что сейчас все проще начать инвестировать таким образом для частного инвестора.

У IPO есть как плюсы – сравнительная надежность и простота – так и минусы (цена, аллокация и т.д.), инвестиции в IPO лучше всего сочетать с другими вариантами вложений.

Для компаний IPO также является привлекательным вариантом, однако, уже не единственным – можно выбрать прямое размещение или SPAC IPO.

Если вы, будучи частным инвестором, хотите инвестировать в IPO, нужно серьезно подойти и к выбору компаний, в которые вы хотите вложить, и к выбору платформы, которую вы будете для этого использовать.