Найти в Дзене
Visotsky Inc.

Что важно учитывать, создавая бизнес во время кризиса

Оглавление

Открывать бизнес в кризис можно. Главное — учитывать экономическую ситуацию и подстраиваться под сложившиеся обстоятельства. Даже несмотря на коронавирус и рецессию, потребности населения не изменились. И кто-то их будет удовлетворять, пусть и перестроив свою работу или мигрировав в онлайн.

В сложившихся обстоятельствах:

  • уменьшаются доходы людей, сокращаются расходы (деньги тратятся прежде всего на еду, одежду, средства гигиены);
  • откладываются серьёзные покупки (техника, если выходит из строя, чаще ремонтируется);
  • становятся более востребованными недорогие развлечения и алкоголь;
  • увеличивается количество специалистов, попавших под сокращения (то есть нехватки персонала для бизнеса, открытого в условиях кризиса, предприниматели не ощущают).

Почему открытие бизнеса в кризис — верное решение

Согласно опросу ЦСР РФ, каждая пятая компания в стране намерена урезать заработную плату своим сотрудникам, причём часть из них уже это сделали. Каждая вторая задумывается о сокращении штата на 13%. В условиях, где эти изменения могут коснуться каждого, идея открыть свой бизнес становится достаточно заманчивой, тем более если человек давно задумывался об этом, но на реализацию не хватало времени и сил.

-2

Не стоит забывать и о трудностях с работой, которые возникнут у других специалистов, следовательно, набрать штат для своей будущей компании не составит труда. Начать поиск персонала можно среди знакомых. К слову, они могут быть также заинтересованы во вложении денег в прибыльный бизнес во время кризиса, поэтому возможно вам удастся создать совместный проект.

Совет: открывая компанию с партнёрами, обязательно разделяйте обязанности; власть старайтесь удерживать в одних руках.

Есть и другие причины создания и развития бизнеса в кризис.

  • Минимум средств на открытие и раскрутку. Сейчас самое время искать свободное офисное помещение. Никто не знает, как долго продлится кризис в России 2020 г., и спрос на коммерческую недвижимость падает.
  • Уязвимость конкурентов. Компании, которые давно работают на рынке, не могут вмиг снизить цены для потребителей, у них высокая арендная ставка и долгосрочные обязательства, которые они должны выполнить. Пока они бросают все силы на поиск решений для урегулирования ситуации, предприниматель может искать и привлекать клиентов (его бизнесу не надо думать, как подготовиться и выжить в кризис 2020 года, ведь свои расходы он может планировать и контролировать уже сейчас).
  • Льготное налогообложение. Для поддержки малого бизнеса в условиях коронавируса власти предусмотрели налоговые каникулы.
  • Поиск новых поставщиков крупными компаниями. Последние сейчас заинтересованы в более выгодных условиях, и небольшая фирма их может предложить.
  • Инвестиции. Известно, что в кризис инвесторы ищут бизнес-идеи, которые реализуют после того, как экономическая ситуация стабилизируется.
  • Постоянное развитие. Пока одни думают, можно ли открыть бизнес в кризис, другие его открывают. Поэтому если у вас есть идея, бизнес-план и запал его реализовать, надо действовать, иначе завтра ниша уже может быть занята.

Как не прогореть

По разным данным, около 90% созданных проектов закрываются, причём часть из них уже в первый год после открытия. Всему виной несколько факторов.

-3
  • Плохая подготовка. Перед запуском проекта нужно хорошо изучить ситуацию на рынке и продумать 3 варианта развития событий с учётом рисков: оптимистичный, пессимистичный и реалистичный. Первый станет целью. Второй покажет, будет ли у проекта в худшем случае минимальная клиентская база. По третьему можно будет работать. Делать это нужно с учётом прогнозов для выбранной отрасли и факторов, которые влияют на бизнес в кризис. Также важно изучить конкурентов, попытаться разобраться в тонкостях работы в выбранной нише изнутри.
  • Отсутствие команды. Очень важно набрать специалистов. Причём хорошо, если у них будет большой практический опыт и они смогут рассказать, с какими трудностями на деле сталкиваются компании в выбранной сфере, где теряются ресурсы и что лучше оптимизировать.
  • Отсутствие капитала. Ошибка 90% начинающих предпринимателей в том, что они просчитывают минимальную сумму затрат, берут кредит в банке или вкладывают в проект собственные средства, надеясь, что смогут окупить затраты за 1–2 месяца. Но даже в выгодном бизнесе, особенно открытом в кризис, что-то может пойти не по плану. На такой случай нужно иметь «подушку безопасности» и располагать дополнительными средствами.

Перспективы офлайн-бизнеса

Из-за пандемии и карантина около 3 млн предпринимателей в РФ могут закрыться — считают в ТПП. В первую очередь это касается тех, кто трудится в офлайне. Чтобы остаться на плаву, им нужно перестроить свою работу. В разных сферах возможны разные варианты развития событий. Своими мыслями уже делятся эксперты.

-4
  • Сельское хозяйство. Чтобы вести бизнес и во время карантина из-за коронавируса, собственники будут максимально автоматизировать производство. Возможно, часть задач работники станут выполнять в индивидуальном порядке дома.
  • Медицинская помощь. Будет развиваться онлайн-диагностика, насколько это возможно, роботизация. Для лечения животных предложат изолированные кабинеты ветеринаров. Некоторые ветслужбы могут и вовсе ориентироваться на сферу b2b (животноводство).
  • Работа госорганизаций, почты. Большинство операций можно будет выполнять удалённо — голосовать, оплачивать налоги и т. д. В почтовых отделениях будут открывать почтоматы для самостоятельного обслуживания.
  • Общепит. Рестораны, кафе, кофейни будут увеличивать ассортимент и доставлять продукцию на дом, ведь еда будет востребована всегда (возьмите идею на вооружение, если ищете актуальный бизнес в кризис).
  • Санитарные услуги, стерилизация. Процессы в сфере по максимуму автоматизируются.
  • Ритуальные службы. Из-за карантина и отсутствия авиасообщения между странами может появиться спрос на ритуальные услуги в формате онлайн, что выгодно для людей, живущих в разных городах или странах. Услуги для умерших родственников они смогут заказывать по интернету. Качество предоставленных услуг будет подтверждаться с помощью видеоотчёта.

Прогнозируются изменения и в сфере логистики, доставки, где они также будут касаться автоматизации: появятся машины на автопилоте, роботизированная техника.

А если не удастся перейти в онлайн?

Раздумывая над тем, какой бизнес открыть в кризис, делайте ставку на проекты, которые будут работать в режиме онлайн. Тем, кто не сможет мигрировать из офлайна, вероятнее всего придётся:

  • налаживать бесконтактное общение с потребителями — за стеклом;
  • переходить в сферу b2b и предоставлять услуги тем, кто продолжает работать, как прежде, поддерживая жизнедеятельность городов (медикам, курьерам);

максимально перестраивать работу (к примеру, магазины могут переоборудовать в склады, продающие товары онлайн, бьюти-салоны могут предлагать онлайн-курсы по уходу за собой в домашних условиях).

Прогнозируется рост мелких предприятий на дому (по приготовлению еды и т. д.). Станет востребованным онлайн-обучение: специалисты будут переучиваться, чтобы зарабатывать удалённо.