В политических спорах часто упоминают дефицит, как неотъемлемую черту социалистической экономики. Это и так и не так. Причиной дефицита является не директивная экономика вообще, а конкретно директивное ценообразование.
В условиях рыночной экономики если денежная масса растет быстрее товарной, то "лишние" деньги связываются за счет роста цен. Если же цены остаются неизменными, то на руках у населения остаются деньги, которые некуда истратить.
Утверждалось, что в СССР не было инфляции. Но это не так. Денежная масса росла быстрее товарной - это и есть инфляция. Рост цен только симптом.
Почему же в плановой экономике допускался рост денежной массы, опережающий рост товарной массы? Ведь уровень зарплат регулировался так же как и цены. Тут были проблемы по обе стороны - и по товарам, и по зарплатам.
Берем все выпущенные товары, умножаем на розничные цены и получаем объем денег, который можно запустить в оборот в виде зарплат, пенсий и пособий. А как учесть невостребованные товары? Вот были такие. При дефиците то того - то другого, на полках всегда что-то лежало безнадежно. Еще одна проблема: приписки. Товары, существующие только на бумаге.
Различные отрасли и отдельные организации конкурировали за качественные кадры. Каждый старался выбить для своих зарплаты побольше. Даже зная общую сумму возможных выплат, невозможно было отследить ее соблюдение до каждой кассы.
Каждому руководителю требовался механизм стимулирования в виде премиального фонда. Но премия, как возможность, быстро превращалась в премию, как норму.
В общем, вброс дополнительных денег позволяет государству проще решать тактические задачи, создавая стратегические проблемы. Но соблазн слишком велик. И деньги практически всегда и везде печатают с избытком.
У дефицита есть естественные последствия. Спекуляция и блат. Доступ к товарам становится сам по себе важным ресурсом, который можно монетизировать или использовать для обмена.
Появление элементов рыночной экономики после 85 года было призвано вывести на рынок дополнительные товары. Вместо этого на рынок выплеснулась дополнительная рублевая масса и дефицит обострился до критических величин. В чем фокус? В том, что кооперативы, центры НТТМ, малые предприятия и другие "элементы рынка" требовали определенной экономической свободы и получили ее.
Оказалось, что торговать правами гораздо выгоднее, чем производить товары. Знаменитый легальный миллионер Артем Тарасов торговал правом на внешнюю торговлю. А большинство кооперативов торговали правом на обналичивание. Существование множество якобы одинаковых рублей привело к катастрофе. На потребительский рынок попали в значительных количествах безналичные рубли, предназначенные исключительно для расчетов между предприятиями.
Вот тут дефицит принял тотальный характер.