В фильме «Снайперы» 1985 года выпуска показан подвиг стрелка 54-й стрелковой бригады Алии Молдагуловой. Она в самый критический момент, когда был ранен командир её роты, взяла командование на себя, и своей решимостью увлекла солдат в атаку. Благодаря этому подвигу хрупкой юной казашки, линия обороны противника была прорвана и советские солдаты заняли немецкие окопы.
Судьба Алии Молдагуловой очень похожа на судьбу её землячки Маншук Маметовой. Алия так же рано осталась сиротой. Её мать во время голода 33-го года, не выдержав страданий своих детей, пошла на кулацкое поле, чтобы набрать картофеля, где её, без чувства сожаления, застрелил сторож. Отец Алии не жил со своей семьёй. Он был потомком бая, крупного землевладельца в Казахстане и принадлежал к роду Табын. Скорее всего, во время гражданской войны он выступал на стороне белогвардейцев, и, боясь кары, скрывался от Советской власти.
После смерти матери, девочку на воспитание взял её брат Аубакир Молдагулов. Уже скоро они переехали жить в Москву, а затем и в Ленинград, где их и застала Великая Отечественная война. Осенью 41 года Военно-транспортную академию, в которой работал дядя девочки Аубакир, эвакуировали в Ташкент, а вслед за ней вывезли и семью Молдагуловых, но Алия наотрез отказалась покидать понравившийся ей город и осталась учиться в школе интернате № 46. А 8 сентября началась блокада Ленинграда.
Алия в блокадном Ленинграде прожила полгода. Школу-интернат, в которой она училась, переделали в детский дом. Был случай, когда Алия пошла за водой и не вернулась. Встревоженная воспитательница пошла на её поиски, и нашла девочку лежащей без сознания. Как потом оказалось, Алия часть своего и без того скудного пайка, отдавала другим детям.
В марте 1942 года детский дом со всеми воспитанниками эвакуировали в село Вятское Ярославской области. Алия поступила в Рыбинский авиационный техникум, но желание бить врага на передовой пересилило возможность обычной жизни, и девушка пошла в военкомат и написала заявление с требованием отправить её на фронт. Её просьбу одобрили, но так как девушке было всего 17 лет, и она не имела никаких военных навыков, её сначала направили в школу снайперов.
Центральная женская школа снайперской подготовки — военное учебное заведение при Главном Управлении Всевобуча. Была создана 20 марта 1942 года. Первоначально размещалась в посёлке Вешняки Московской области. За время существования школы был подготовлен 1061 снайпер и 407 инструктор снайперского дела. Две воспитанницы школы были удостоены звания Героя Советского Союза. Это Барамзина Татьяна Николаевна и Молдагулова Алия Нурмухамбетовна.
В школе снайперов обучение было интенсивным. Уроки и тренировки могли достигать до 15-и часов в сутки. Молодые девушки изучали баллистику и устройство стрелкового оружия. Постигали военную топографию и военно-сапёрное дело. Занимались политической и строевой подготовкой. К тому же каждый молодой снайпер должен был научиться ползать по-пластунски, маскировке, терпению, развить свою память и уметь оказать первую медицинскую помощь. В учёбе Алия проявляла настойчивость и упорство, и по окончании школы её, как одну из самых лучших выпускниц, наградили именной винтовкой с надписью «От ЦК ВЛКСМ за отличную стрельбу». С этой винтовкой девушка не расставалась до последнего дня своей жизни.
В августе 1943 года группа курсанток, в которой была и Алия Молдагулова, прибыла на фронт. Девушки попали в 54-ю стрелковую бригаду 22 армии, которая в этот момент держала оборону в районе города Холм. Командиры бригады, увидев пополнение, попытались уберечь девушек от тягот военной службы, и направить их куда угодно: в тыл, на кухню чистить картошку, или хотя бы в санитарки, но девушки проявили характер и остались на передовой.
Своего первого фашиста Алия убила, когда ей самой не исполнилось ещё и 18-ти лет. А потом был второй и третий. Снайперы, ходили на задания, как правило, в паре на заранее приготовленные позиции. Молдагулова отличалась редкостным бесстрашием и терпением. Она могла просидеть в засаде более суток, но обязательно дожидалась своей добычи. Немцы в ответ обрушивали на позиции снайперов миномётный огонь, и не редко Алие приходилось вытаскивать из-под обстрела раненых товарищей и оказывать им первую помощь. Саму же девушку немецкие осколки и пули пока обходили стороной.
К декабрю 1943 года за снайпером Алиёй Молдагуловой числилось уже 32 поверженных противника. По воспоминаниям командира батальона Фёдора Ивановича Моисеева, когда он 6 ноября с замполитом пришёл в 3-ю роту, где служила Молдагулова, немцы, вдруг, открыли шквальный артиллерийский огонь по переднему краю советских войск. Командир роты, видя тревогу на лицах прибывших, с улыбкой поспешил их успокоить, сказав, что немцы просто обозлились на ефрейтора Молдагулову. Сегодня на нашем рубеже обороны она уничтожила 7 фашистов.
Когда огонь поутих, комбат и замполит пошли поздравить девушку с её боевым успехом, и за хорошее исполнение воинского долга, объявили ей три дня отдыха. Однако, Алия отказалась от награды, сказав, что отдохнёт после окончания войны.
В один из дней предновогоднего декабря 43 года группа разведчиков вермахта, состоящая из пяти человек, двигалась по нейтральной полосе в сторону советских окопов. В предрассветном тумане они, вдруг, заметили какие-то силуэты, идущие им навстречу. Три маленьких девушки в советской форме беззаботно шли по тропинке. Видно было, что они ничего не подозревали о предстоящей опасности, и хоть и ступали они осторожно, но всю дорогу о чём-то беззаботно перешёптывались. Лёгкая добыча! Немцы решили взять живьём советских снайперов и, затаившись в кустах вдоль тропинки, устроили засаду.
Подруги всё ближе и ближе подходили к месту западни, и вот, когда уже немцы хотели броситься на свою добычу, впереди идущая девушка с азиатскими чертами лица вдруг зло скомандовала: Бей гадов! И первой сделала свой выстрел! Не прошло и секунды, как прозвучало ещё два выстрела.
Алия Молдагулова и её боевые подруги в этот день решили пробраться по нейтральной полосе поближе к вражеским позициям. Они заметили немцев, когда уже поздно было что-то делать, но не растерялись. Девушки продолжили движение, в это время, шёпотом договариваясь, кто в кого будет стрелять. После внезапной атаки трое немцев так и остались лежать в кустах, а двое других, не ожидая такого поворота, сдались в плен.
В январе 1944 года советские войска Волховского, Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов, во взаимодействии с Балтийским флотом и авиацией дальнего действия, с целью снятия блокады Ленинграда, перешли в наступление с Ораниенбаумского плацдарма в направлении на Красное Село и Ропшу.
54-ой стрелковой бригаде было приказано перерезать железнодорожную ветку Новосокольники – Дно, чтобы лишить основную группировку войск противника возможности перебрасывать подкрепления на этом направлении. 4-ый батальон, в котором служила ефрейтор Алия Молдагулова, на рассвете 14 января атаковал станцию Насва. Немцы за время оккупации превратили местность в настоящую крепость, состоящую из окопов, проволочных заграждений, дотов, пулемётных и миномётных точек.
Красноармейцы, поддержанные снайперами, хоть и несли потери, но постепенно прорывались вглубь немецкой обороны. Довольно быстро они прорвали первую линию укреплений, но дальше дорогу им преградил сильный миномётный и пулемётный огонь. Красноармейцы стали залегать и пятиться назад. Командир роты попытался поднять солдат в атаку, но был сражён немецкой очередью.
Промедление грозило смертью всему подразделению: на открытой местности под огнём противника безвольное замешательство, самое страшное, что бывает в атаке. В этот критический момент над землёй поднялась маленькая фигурка гордой казашки, и раздался крик: Братья, солдаты, за мной! Алия Молдагулова первой ринулась в сторону немецких траншей. Стыдно стало и старым воякам и молодым, за то, что поддались, было, страху. Переглядываясь, красноармейцы стали подниматься и с криками ура побежали на врага.
В траншеях противника завязалась рукопашная схватка. Алия умело действуя автоматом, разила противника одного за другим. В этом бою, ей удалось прорваться к миномётному расчёту, который она закидала гранатами, а одного немца взять в плен.
До вечера солдаты 4-го батальона выдержали три немецких контратаки. Алия поменяла автомат на снайперскую винтовку и уже разила противника из неё. На следующее утро красноармейцы вновь перешли в наступление. Алия Молдагулова была ранена осколком мины в руку, но, не смотря на это, осталась в строю и продолжала сражаться в первых рядах, идя в атаку. В очередных траншеях, возле деревни Казачиха, девушка увлеклась и одна вырвалась далеко вперёд. Она не заметила, как из блиндажа выскочил немецкий офицер и выстрелил в неё из пистолета. Из последних сил она дала ответную очередь, уничтожив врага, а сама упала на дно окопа.
С поля боя её вынесли солдаты из отделения разведчиков, но рана оказалась смертельной и Алия скончалась на руках своих боевых товарищей. За последние два дня боёв она уничтожила более 40-ка противников, а общий счёт девушки, которой так и не исполнилось 19 лет, составил 78 фашистов.
4 июня 1944 года Алие Нурмухамбетовне Молдагуловой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. После войны Алия приобрела широкую известность. Её именем называли улицы в городах и сёлах, ей устанавливали памятники, в её честь сочинялись песни и снимались фильмы. А ведь она могла избрать для себя другую судьбу. Эвакуироваться в Ташкент, завести семью и жить дальше. Но эта мысль не могла прийти на ум, той гордой девушке, которая в трудный для Родины момент закрыла её своей грудью, тем самым подарив нам будущее.