Просьба к пациентам нарисовать части своего тела, пораженные болезнью (и аналогичные задачи рисования), может дать представление о том, как они думают о своей болезни, о серьезности своего состояния и о том, насколько хорошо они могут справиться, среди прочего. Например, когда людей, переживших сердечный приступ, неоднократно просили нарисовать свое сердце, увеличение размера их рисунков с течением времени коррелировало с большим беспокойством и более медленным возвращением к работе.
Этот и многие другие примеры представлены в новой статье в Health Psychology Review , в которой показано использование рисунков пациентов в рецензируемых исследованиях, и обнаружено, что популярность этого подхода в последние годы возросла. С 1970 по 2002 год среднее количество статей с рисунками пациентов, опубликованных в год, составляло 0,5, тогда как в период с 2003 по 2016 год оно увеличилось до 5,9 в год. Всего Элизабет Бродбент из Оклендского университета и ее коллеги обнаружили 101 соответствующие исследования, охватывающие 27 категорий болезней (чаще всего рака) и с участием участников из 29 разных стран, от Канады до Зимбабве. «Мы можем использовать рисунки пациентов, чтобы улучшить наше понимание опыта болезни и информировать о наших клинических вмешательствах», - сказали они.
Помимо оценки размера чертежа, другие подходы, используемые в этой области, включают определение тем на чертежах; поиск искажений или упущений; изучение стилей рисования, например использования цвета; и анализ мимики.
К другим примерам исследований, представленных в обзоре, относятся исследования с участием переживших черепно-мозговые травмы, в которых те, кто нанесли больший ущерб своему мозгу, также имели тенденцию к более длительному восстановлению и худшему качеству жизни; исследования пациентов с трансплантацией почки, в которых те, кто увеличил почки, имели тенденцию к более высокому беспокойству и более низкому чувству контроля; исследование, сравнивающее рисунки здоровых и больных детей, показало, что рисунки больных детей содержат меньше человеческих фигур; и исследование детей, пораженных СПИДом, которое показало, что на их рисунках изображено больше прикованных к постели людей, меньше красоты и больше страданий.
Также было проведено исследование на основе рисунков с участием людей с диагнозом психического здоровья - например, в статье, опубликованной в 1970-х годах, было обнаружено, что рисунки людей с депрессией «имели меньше цвета ... и больше пустоты и аморфности, чем другие диагностические группы».
Хотя исследования в этой области увлекательны, они страдают от недостатка методологической последовательности, так что Бродбент и ее команда не смогли провести метаанализ (анализ результатов, полученных в результате нескольких предыдущих исследований). Например, от одного исследования к другому были большие различия в инструкциях по рисованию, которые давались участникам. Этот методологический вариант также затрудняет определение надежности и обоснованности использования чертежей в качестве инструмента исследования.
Тем не менее, команда Бродбента настроена оптимистично: они рекомендуют в будущих исследованиях использовать как можно более подробные инструкции по рисованию, и они считают, что рисунки пациентов могут дать понимание, упущенное в традиционных анкетах по психологии здоровья, тем самым помогая улучшить и персонализировать вмешательства в психологию здоровья (которые предназначены для помочь пациентам лучше понять и справиться со своей болезнью и лечением). Вот одно из их предложений, чтобы представить себе этот подход:
«Один из способов использования рисунков для персонализации вмешательств - это для человека, проводящего вмешательство, обсуждение рисунка пациента с пациентом. В тех случаях, когда неправильные представления о патофизиологии очевидны, на них можно указать, и можно обсудить результаты сканирования или рентгеновского снимка пациентов или результаты медицинских тестов с целью исправления неправильных представлений. Если нарисованы эмоции, рисунок может стать хорошей отправной точкой для обсуждения того, как болезнь затронула пациента эмоционально ».