Династия Габсбургов "сошла в кювет" большой истории в начале XX века. Вторая мировая война оказалась приговором австрийской монархии и Австро-Венгрии в целом. Империя распалась, Габсбурги не смогли волею обстоятельств удержаться на троне. Однако, Габсбурги, все-таки адаптировались к новым временам. Интересна эволюция взаимоотношений несколько поколений династии и автопрома. Она свидетельствует иное - Габсбурги "набрали скорость".
***
Первая поездка императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I на автомобиле произошла 12 августа 1908 года. Престарелый Габсбург прокатился по Эбенезерштрассе в город Бад-Ишле в обществе приверженца прогресса и автомобилей английского короля Эдуарда VII.
Не сохранилось свидетельств того, о чем толковали в машине Франц Иосиф и Эдуард VII. Но, известно, что австрийский император не придал большого значения "мотору".
Королю Англии потребовалось уговаривать его совершить свою первую поездку на автомобиле, идея у Франца Иосифа не вызывала особого энтузиазма - он был равнодушен к техническим новшествам. Ходят слухи, что он так высказался по поводу поездки в Бад-Ишль в 1908 году: "внутри воняло, и ничего не было видно". Император также скептически относился и к другим новым видам транспорта; он даже езду на велосипеде расценивал как "настоящую эпидемию".
Однако, время не стояло на месте и Франц Иосиф постепенно пересел на "железного коня".
***
28 июня 1914 года эрцгерцог Австрийский Франц Фердинанд и его жена София Хотек были убиты сербским националистом Гаврило Принципом. Это событие, по общему признанию, вызвало начало Первой мировой войны.
Автомобиль, в котором Франц Фердинанд сидел в момент своей смерти, был Gräf & Stift 1910 года выпуска. Ходят слухи, что последующих владельцев автомобиля изрядно преследовало "проклятье” - история с наследником была лишь прологом последующих полулегендарных лет машины.
Первым владельцем после смерти эрцгерцога был генерал Потиорек. У него начались проблемы с психикой, и позже он умер в сумасшедшем доме. Армейский капитан, следующий владелец, погиб в результате несчастного случая, сбив насмерть двух крестьян.
Машину затем купил губернатор Югославии. За четыре месяца он попал в четыре аварии, в результате последней ему ампутировали правую руку. Губернатор продал машину врачу, который погиб, когда машина перевернулась и раздавила его. С каждым новым владельцем трагедии продолжались. Автолюбители были либо ранены, либо погибали в результате несчастных случаев, находясь в автомобиле.
Всего погибло тринадцать человек, связанных с машиной - проклятого "железного коня" к счастью вывели из эксплуатации. Сегодня этот якобы преследуемый роком автомобиль Graf & Stift выставлен в Музее военной истории в Вене — пулевые отверстия от убийства все еще видны.
Хотя это, безусловно, правда, что автомобиль можно найти в Музее военной истории в Вене, многие обстоятельства упомянутой "биографии автомобиля" не смогли быть проверены ни Смитсоновским институтом. Согласно Смитсоновскому институту, история о проклятой машине смерти начала распространяться лишь спустя десятилетия после смерти Франца Фердинанда.
В предполагается, что легенда датируется только 1959 годом, когда она была популяризирована в книге под названием Stranger Than Science, написанной Фрэнком Эдвардсом, который был относительно известным американским уфологом в 50-х и 60-х годах XX века.
***
Автомобили марки Graf & Stift («Грэф унд Штифт») на заре XX века стали гордостью австрийского автопрома. Основанная в 1902 году, а по сути в 1907 братьями Грэф и Штифтом, компания занялась выпуском не только дорогих легковых автомобилей- фаэтонов для Франца Иосифа, эрцгерцога Георга Вильгельма и других знатных особ, но и освоила выпуск военных грузовиков - а уже к 30-м годам - автобусов. Легковые автобмобили в классе люкс соперничали в свое время с "Роллс-Ройсами". На автомобиле Gräf und Stift 1914 года последний император Австро-Венгрии Карл I отправился в свое швейцарское изгнание в 1920 году. Так новые времена прощались с монархией...
Сама фирма просуществовала на протяжении всего XX века, адаптируясь к реалиям быстро меняющегося времени. После Второй мировой войны компания по прежнему находилась под контролем семьи Грэф - она занялась производством общественного транспорта - автобусов и троллейбусов. Позже она была поглощена MAN - а в начале XXI века бренд перестал использоваться.
***
XXI век... 23-летний наследник дома Габсбургов - Фердинанд Звонимир Мария Бальтус Кит Михал Отто Антал Банам Леонард фон Габсбург- автогонщик. Хотя нынче Габсбурги больше не являются правителями империи, Фердинанд вполне себе царствует на гоночных трассах.
- Мой отец всегда любил быстрые машины, - рассказывает Фердинанд в одном из интервью. - Один из его лучших друзей - Оливер Порше, так что я ездил с ними, когда рос.
- Для меня это началось, когда папа взял меня кататься на картинге, когда мне было семь лет, мы ходили туда каждое воскресенье, потому что я очень любил это.
Несколько лет спустя Фердинанд стал чемпионом Австрии по картингу в возрасте 13 лет, и тогда началась настоящая карьера.
Нет сомнения, что молодой Габсбург - прирожденный спортсмен. Во время учебы в школе в Вене этот прямой правнук последнего императора Карла был чемпионом Австрии по фехтованию, а также страстным наездником и баскетболистом — но именно на дорожках он действительно стал блистать.
К своей первой гоночной команде он подошел в 15 лет, и начинающий гонщик быстро выиграл Формулу-3 FIA, а затем начал свою карьеру в чемпионате DTM в 2019 году за рулем Aston Martin Vantage. Развивая свою карьеру, Фердинанд теперь является одним из звездных гонщиков престижной бельгийской гоночной команды Audi Sport WRT. Он участник разных гонок, включая 24-часовую гонку Rolex через Монако и Гран-При Макао.