Найти в Дзене
культшпаргалка

Два саундтрека к фильмам о Шерлоке Холмсе

Музыка в кино - важная, но всё же вспомогательная вещь. От неё зависит атмосфера фильма и такие детали смысла, которые не могут передать ни слово, ни картинка. Но как правило, мы воспринимаем её бессознательно, заодно с видеорядом, и с первого раза не замечаем не только деталей, но и многих важных вещей. Есть смысл послушать отдельно фрагменты саундтрека, чтобы оценить по-настоящему работу композитора и расшифровать их тайные музыкальные месседжи. Например, к этим двум популярным экранизациям приключений Шерлока Холмса: 1. "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" Игоря Масленникова(СССР, 1979-1986) 2. "Шерлок Холмс" и "Шерлок Холмс: Игра теней" Гая Ричи (США, 2009-2011) Экранизаций рассказов Конан Дойла о Шерлоке Холмсе огромное количество - более ста. Но для человека, выросшего в СССР, самая любимая - наша отечественная киноэпопея из пяти фильмов, снятая в 1979-1986 годах Игорем Масленниковым с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях. Игорь Масленников Режиссёр Игорь Маслен
Оглавление

Музыка в кино - важная, но всё же вспомогательная вещь. От неё зависит атмосфера фильма и такие детали смысла, которые не могут передать ни слово, ни картинка. Но как правило, мы воспринимаем её бессознательно, заодно с видеорядом, и с первого раза не замечаем не только деталей, но и многих важных вещей.

Есть смысл послушать отдельно фрагменты саундтрека, чтобы оценить по-настоящему работу композитора и расшифровать их тайные музыкальные месседжи. Например, к этим двум популярным экранизациям приключений Шерлока Холмса:

1. "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" Игоря Масленникова(СССР, 1979-1986)

2. "Шерлок Холмс" и "Шерлок Холмс: Игра теней" Гая Ричи (США, 2009-2011)

Экранизаций рассказов Конан Дойла о Шерлоке Холмсе огромное количество - более ста. Но для человека, выросшего в СССР, самая любимая - наша отечественная киноэпопея из пяти фильмов, снятая в 1979-1986 годах Игорем Масленниковым с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях.

Игорь Масленников

Режиссёр Игорь Масленников вошёл в историю советского кино двумя действительно "народными" фильмами: "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" и "Зимняя вишня". Точнее, это серии фильмов: пять о Холмсе и три "Зимних вишни".

Его "Шерлок" - классический образец литературной экранизации, сделанной в те времена, когда ещё было не очень принято отступать от замысла писателя. Поскольку сам Масленников - филолог по образованию, со сценарием (его писали пять сценаристов, включая самого режиссёра) и стилем здесь всё в полном порядке. Плюс отличный подбор актёров.

На съёмках "Приключений Шерлока Холмса"
На съёмках "Приключений Шерлока Холмса"
Для ясности:
цикл Масленникова о Шерлоке включает пять фильмов: «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (1979), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1980), «Собака Баскервилей» (1981), «Сокровища Агры» (1983), «Двадцатый век начинается» (1986).

Хоть и считается, что в этих фильмах эталонный Шерлок (Василий Ливанов), это не исключает того, что настоящая звезда тут всё же Ватсон - Виталий Соломин. Да и вообще - почти каждый фильм из пяти - бенефис какого-нибудь мастера советского кино и театра (Никиты Михалкова, Ирины Купченко, Аллы Демидовой, Евгения Стеблова, Рины Зелёной, Борислава Брондукова, и это ещё далеко не все).

Третья составляющая успеха этого фильма - музыка.

Владимир Дашкевич

-3

Ко всем этим фильмам музыку написал композитор Владимир Дашкевич.

Четыре великих фильма, которые заставят вас полюбить классическую музыку

Дашкевич - один из столпов советской киномузыки, ученик Арама Хачатуряна. Автор девяти симфоний, которых никто не слышал, и музыки к популярным советским фильмам ("Зимняя вишня", "Бумбараш", "Собачье сердце" и другие), которые знают все.

Интересно, что ещё до того, как Дашкевич стал работать над музыкой к "Шерлоку", он уже испробовал свои силы в фильме с этим персонажем, только в другом жанре (музыкальной комедии) и с другим режиссёром (Николай Лукьянов). Он назывался "Голубой карбункул" и канул в лету вместе с песнями, написанными Дашкевичем к этому фильму.

С музыкой к фильмам Масленникова получилось совершенно иначе. Она стала творческим пиком композитора и принесла ему всесоюзную славу. Правда, как это часто бывает в таких случаях, Дашкевич без особого оптимизма воспринимал этот факт, поскольку все его академические сочинения (симфонии, оперы, концерты) остались в тени этого кинохита.

Лучшие темы фильма

Саундтрек к пяти фильмам "Шерлока" ( не считая повторов) длится почти полтора часа. Не вся музыка здесь равноценна, но главные его темы, что называется, сделали фильм.

Пять классических мелодий, которые стали популярны благодаря фильмам Стэнли Кубрика

Гвоздь музыки к этому сериалу - это две главные мелодии, звучащие в увертюре. Первая - лаконичная заставка в английском духе. Это пример счастливого попадания в самое яблочко стиля этого фильма.

50% успеха здесь нужно по справедливости отдать режиссёру Игорю Масленникову, который дал композитору точный ориентир музыкального стиля: он услышал на радио ВВС подходящую музыкальную заставку к одной из передач и записал её для Дашкевича.

Масленников не знал, что это был Марш принца Датского, написанный в 17 веке Джереми Кларком. Владимир Дашкевич тоже не знал автора этой музыки и решил, что она принадлежит Генри Пёрселлу. Но это не очень важно. Главное то, что он очень удачно схватил стиль и прекрасно адаптировал звучащую в нём нотку британского имперского снобизма к ироничной (местами) манере фильма.

Получилась ёмкая по смыслу музыка: тут и безусловный триумф дедуктивного метода, и незыблемость джентльменского кодекса, и легкий шарж на всё это вместе взятое.

Вторая тема из увертюры переводит музыку ближе к делу - в плоскость детективного расследования, причём, судя по всему, довольно опасного.

А в паре эти две темы определили атмосферу фильма. На их развитии построена большая часть саундтрека, особенно драматические сцены.

"Приключения Шерлока Холмса" Масленникова и сейчас смотрятся прекрасно, это очень душевное и тонкое кино. Там есть умный баланс юмора, приключений, психологической драмы и лирики. Сложная задача для композитора.

Четыре лучшие мелодии Альфреда Шнитке из советских фильмов

Кстати, лирические моменты в фильме - его сильная сторона. В фильме есть несколько интересных мелодий в сентиментальном ключе. Например, вот эта музыка, воплотившая атмосферу посиделок Холмса и Ватсона у камина в перерыве между расследованиями: трубка Холмса, сигара Ватсона и графинчик виски - необходимые элементы антуража.

Фрагмент диалога из такой сцены:

- Дорогой Холмс! Вы великий сыщик!

- Дорогой Ватсон! Я всегда вам об этом говорил.

Очень уютная, "зимняя" музыка с солирующей скрипкой, конечно же.

Пять самых красивых мелодий для скрипки из кинофильмов

А вот маленький вальс с виолончелью - портрет Берилл Степлтон из "Собаки Баскервилей" (её сыграла Ирина Купченко). Помните?

Вся музыка к этому фильму написана по-старому - в ручном режиме. Композитор - единственный автор саундтрека, он сам сочиняет, сам оркеструет.

Пять популярных вальсов из советских фильмов

Саундтреки к другим фильмам о Шерлоке, о которых пойдёт речь дальше, написаны совсем иначе. Композитор там, скорее, главный мозг, генератор музыкальных идей. На подхвате у него целая команда профессионалов, создающих впечатляющую звуковую феерию в лучших традициях Голливуда.

Что пела Дива Павалагуна в “Пятом элементе”?

Продолжение - о "Шерлоке Холмсе" Гая Ричи с музыкой знаменитого Ганса Циммера здесь 👇

СПАСИБО🌺 за лайки и комментарии!