Продолжение. Начало здесь... Предыдущая статья здесь...
Наградой лист на третий орден Аркадия Каманина составлен в апреле 1945. В этот раз его снова представляют к высокому ордену «Красного знамени», второму по значимости после ордена Ленина. Ну сейчас-то наверняка мы увидим в наградном листе череду блестящих подвигов? Сейчас самое время написать про горящие штурмовики, спасение летчиков, отбитое нападение бандеровцев, поединки с «мессерами», полеты к партизанам. Снова заходим на сайт «Подвиг народа», открываем наградной лист, читаем раздел «Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига». Какая неожиданность! Опять никаких сведений про полеты к партизанам и посадки у сбитых штурмовиков. Более того, «описание подвига» мало чем отличается от первых двух наградных листов. Опять скорее похоже на комсомольскую характеристику: «Общителен и вежлив в обращении, политически развит, морально устойчив, идеологически выдержан». В общем, человек хороший и летчик тоже, в летных происшествиях не замечен. Но за это его уже награждали, даже целых два раза.
Правда, в этот раз появились новые цифры: «произвел 650 вылетов на связь и налетал 283 часов». Делим одно на другое и получаем, что в среднем каждый вылет «на связь» сержанта Каманина продолжался около 26 минут, это включая взлет и посадку. Учитывая, что скорость подъема У-2 не очень высокая, да и скорость относительно земли небольшая, то догадываемся, что удалялся сержант Каманин от штаба корпуса не очень далеко. До переднего края долететь точно бы не успел. Может, конечно, у него и были какие-то длительные «полеты к партизанам», но тогда среднее время остальных полетов должно упасть еще сильнее. Да и полет «к партизанам» должен учитываться как «боевой вылет», а следов ни одного такого вылета ни в одном наградном листе не обнаружено. Ладно, не будем пока отвлекаться от текущего наградного листа.
Командир эскадрильи считает, за то что Аркадий Каманин хороший человек, он заслуживает высокого ордена «Красного знамени». Документ составлен 27 апреля 1945 года. До конца войны остается менее двух недель. Наверное, это последний шанс сержанта Каманина получить в обозримом будущем орден. Документ поступает на согласование к командиру корпуса Николаю Каманину, теперь уже генерал-лейтенанту. Николай Каманин, как мы уже привыкли, в отношении сына обычно согласен с мнением командира эскадрильи. Вот и в этот раз он одобряет мнение, что Аркадий Николаевич Каманин хороший человек, и за это «достоин награждения орденом «Красного знамени», и ставит свою подпись. Как мы помним, уровень командира корпуса был недостаточен для ордена такого ранга, решение комкора должен утвердить вышестоящий орган. Но почему-то в этот раз, в отличии от июня 1944 года, никаких резолюций более высоких начальников на наградном листе нет.
Как-то удалось обойтись без них. Вместо этого в самом низу документа стоит окончательный вердикт: «Приказом по войскам 5-й воздушной армии от 25.04.1945 награжден орденом «Красного знамени». Постойте, что за чудо? Командир эскадрильи составил наградной лист 27 апреля, а приказ о награждении вышел 25 апреля? На два дня раньше! Такое бывает?
Смотрим сам Приказ о награждении на том же сайте "подвиг народа". Действительно, приказ отдан 25 апреля. Подписан командующим 5-й воздушной армией генерал-полковником Горюновым.
Так, а когда же наградной лист подписал генерал Каманин? Смотрим на его резолюцию на наградном листе... Ого, даты вообще не стоит. Забыл, поставить? Чудеса. А подпись без даты действительна? Еще раз, как такое может быть? Возможно, такую загадку разгадать не удастся, мне, во всяком случае. Можно, конечно, построить безответственную гипотезу, что генерал Каманин договорился о награждении с командующим армией, тот быстро издал приказ, потом генерал Каманин "попросил" командира эскадрильи подготовить наградной лист, тот решил "пофрондировать", задним числом дату ставить не стал, поставил текущую, а генерал Каманин на своей резолюции дату ставить не стал, чтобы... не так бросалось в глаза? Но такого же не может быть?
Но пока подведем итог: ст. сержант Аркадий Каманин с третьей попытки все-таки получил орден, более высокий, чем «скромная» «Красная звезда». Все три награждения примерно за одно и тоже. Первое, за юный возраст, за то что «нет 16-ти лет», два последующих, за то что «молодец». И никаких «горящих штурмовиков» и поединков «с мессерами». Или командир эскадрильи почему-то забыл про них написать, или этих «штурмовиков» и «мессеров» просто не было?
Но ведь Николай Каманин, генерал, Герой и папа писал, что штурмовики и мессеры были? Я не знаю, как разрешить и эту тайну.
Мне, кстати, стало интересно, какими наградами отмечены остальные летчики 423 отдельной эскадрильи связи, боевые друзья и коллеги юного сержанта Аркадия Каманина. У кого-то из них есть похожие подвиги? И вообще, много ли боевых наград у его боевых друзей? Решил поискать. Об этом в следующей статье.
Список всех публикаций на тему находится здесь...
Предыдущие статьи:
Пионер-герой и его папа-генерал