Найти тему
DesireInvest

5 критериев, по которым я определяю пригодность акции для своего портфеля 😊

Оглавление

Привет 🖐 Меня попросили раскрыть полный перечень критериев, по которым я определяю пригодность акции для своего портфеля.

Когда прочитаете мои критерии, напишите, какие вам кажутся наиболее сильными. Если у вас другие критерии, напишите, пожалуйста😉 Давайте делиться опытом 😊
Когда прочитаете мои критерии, напишите, какие вам кажутся наиболее сильными. Если у вас другие критерии, напишите, пожалуйста😉 Давайте делиться опытом 😊

№1 Выручка как сердце бизнеса

Выручка - это поступление денежных средств или будущих выгод от продажи товаров, работ или услуг.

Выручка это самый общий показатель финансовых результатов компании. Я считаю его главным. Как и больному сперва измеряют температуру, так и компании нужно измерить выручку.

И хотя рост выручки в прошлом не гарантирует роста выручки в будущем, о компании с растущей выручкой прямо или косвенно можно сказать, что её продукты или услуги обладают рыночным потенциалом. Это становится возможным благодаря выдающимся руководителям и отклику отрасли на технологические изменения и исследовательские разработки.

Для тех, кто хочет подковать себя в этом критерии настолько, насколько и не снилось большинству инвесторов, рекомендую найти книгу "Обыкновенные акции и необыкновенные доходы" (автор Филип А. Фишер). Эта книга выковала современного Баффета, какого мы знаем сейчас. Да-да, не только "Разумному инвестору" Грэхема он обязан 😉 В ней изложены 15 пунктов, на которые следует ориентироваться при покупке обыкновенных акций.

Примечание: важно провести анализ выручки в прошлом не за 3-5 лет, а за столько, за сколько удастся найти из отчётности компании.

На данный момент, я обычно ищу данные за последние 10-15 лет. Подробнее об этом написано в статье, где я разобрал компанию Globaltrans.

Что бывает, когда смотришь только выручку за последние 3 года, лучше, чем этим скриншотом, и не скажешь 😃

Ловушка рассмотрения исторических данных по выручке за короткий промежуток времени
Ловушка рассмотрения исторических данных по выручке за короткий промежуток времени

А ведь можно было бы посмотреть только за 3 года и взять акции такой компании, так и не узнав, что её выручка сейчас на уровне 9-летней давности. Конечно, в действительности таких диаграмм может и не быть, но суть, думаю, ясна.

Итак, как же использовать выручку в качестве критерия при отборе компании в свой портфель? Рассмотрим основные возможные случаи в галерее ниже. Для переключения между диаграммами свайпай вправо.

Вывод: необходимым условием для отбора компании в инвестиционный портфель является не падающая выручка на всём промежутке лет, который доступен для исследования. Подчеркиваю: допустимы только рост или застой.

Примечание: данное условие является необходимым, но не достаточным. Математики поймут. А не математикам скажу иначе: даже если компания демонстрирует рост выручки с увеличением скорости роста, это не означает, что при дальнейшем анализе будет принято решение в пользу покупки акций данной компании.

№2 Диверсификация выручки

Данную характеристику тоже можно получить из отчётности компании. Как правило, в ней раскрывается, из каких сегментов получена та или иная доля выручки. Охарактеризовать распределение выручки по сегментам можно при помощи индекса диверсификации выручки. Считаю я его следующим образом.

Возьмём компанию №1. Основной сегмент компании приносит 60% (0,6) от всей выручки, дополнительные - 30% (0,3) и 10% (0.1) соответственно. Чтобы рассчитать индекс диверсификации, нужно сложить сумму квадратов долей каждого сегмента. Тогда он будет равен 0,6 * 0,6 + 0,3 * 0,3 + 0,1 * 0,1 = 0,46. Компания №2 тоже имеет 3 сегмента, но доли по сегментам сбалансированы, и индекс диверсификации, как следствие, меньший. Ещё меньше индекс диверсификации у компаний №3 и №4, потому что у них выручка разбита на 4 сегмента.
Возьмём компанию №1. Основной сегмент компании приносит 60% (0,6) от всей выручки, дополнительные - 30% (0,3) и 10% (0.1) соответственно. Чтобы рассчитать индекс диверсификации, нужно сложить сумму квадратов долей каждого сегмента. Тогда он будет равен 0,6 * 0,6 + 0,3 * 0,3 + 0,1 * 0,1 = 0,46. Компания №2 тоже имеет 3 сегмента, но доли по сегментам сбалансированы, и индекс диверсификации, как следствие, меньший. Ещё меньше индекс диверсификации у компаний №3 и №4, потому что у них выручка разбита на 4 сегмента.

Согласно данной математике, будем считать, что чем меньше индекс диверсификации, тем более диверсифицирована выручка компании. Отбросив цифры и расчёты, можно заметить, что наилучший результат у компаний с наибольшим количеством сегментов выручки.

Если количество сегментов одинаково, предпочтение отдаётся более сбалансированному распределению.

Вывод: индекс диверсификации помогает оценить гибкость компании. Например, потеряв одно направление, она сможет наверстать в другом.

№3 Чистая прибыль + норма чистой прибыли

Чистая прибыль это деньги компании, которые остаются в ней за вычетом себестоимости производимой продукции или оказываемых услуг, непроизводственных расходов, а также налога на прибыль.

Тут в чём-то аналогично с выручкой, а в чём-то - свои аспекты. Если в случае с выручкой приемлемыми оказываются как рост, так и стагнация, то в случае с чистой прибылью немного жёстче. Нужен итоговый рост.

Пускай с проблемными годами, но, в целом, чистая прибыль должна увеличиваться (хотя бы как на 3-слайде галереи с выручкой).

Если чистая прибыль вообще не растёт, а стагнирует последние 10 лет или больше, то шансов попасть в мой портфель у такой компании почти нет. Исключение могут создать кардинальные перемены в компании - появление перспективных точек роста, смена руководства. Но всё это трудно оценить и вообще как-либо формализовать. Поэтому я стараюсь обходить стороной компании с нерастущей чистой прибылью. Почему?

Чистая прибыль это возможности компании, это её воздух. Компания может задержать дыхание на год или два, но долго она так не протянет.

Примечание: анализ чистой прибыли также важно проводить не за последние 3-5 лет, а за столько, за сколько удастся найти из отчётности компании. В идеале - за всю её историю (в сопоставимом виде).

А теперь вспомним итоговое примечание из пункта 1 (о выручке) и постараемся выяснить, какую роль играет чистая прибыль в определении необходимого и достаточно условия включения бумаги в портфель.

А вот какую! Продажи (выручка) представляют ценность только тогда, когда ведут к увеличению прибыли. То есть как бы с годами не росли продажи, не стоит покупать акции компании, если за это время так и не произошло роста чистой прибыли.

Филип Фишер в упомянутой мной выше книге использовал для этого операционную прибыль.

Итак, хорошая новость заключается в том, что фактор чистой прибыли отлично формализуется через норму чистой прибыли, определяемую как отношение чистой прибыли компании к её выручке за рассматриваемый год. Другими словами, эта норма показывает, сколько копеек чистой прибыли приходится на 1 рубль выручки.

Кстати, даже в рамках одной отрасли будет большой разброс по норме чистой прибыли. Вообще, норма чистой прибыли как критерий при отборе компании в инвестиционный портфель - настоящее оружие!

Особенно это может помочь тогда, когда сравнительный анализ между двумя кандидатами в портфель из одной отрасли будет проводиться за длительный промежуток лет.

Объясню, почему важно смотреть за много лет, а не только за последнее время. Во-первых, будет видно, что в хорошие для отдельно взятой отрасли годы все относящиеся к ней компании демонстрируют как рост абсолютных значений чистой прибыли, так и рост нормы (нормы чистой прибыли). А во-вторых, слабые компании (с исторически низкой нормой прибыли) почти всегда увеличивают значение нормы чистой прибыли значительнее, чем сильные (в процентном соотношении).

Сильной будем называть компанию, у которой обычно высокая или самая высокая норма прибыли в отрасли.

Вот только есть и обратная сторона - слабые компании в тяжёлые для отрасли времена испытывают намного более резкое снижение нормы чистой прибыли по сравнению с сильными.

Подведём итог этому критерию. Чтобы определить, какая компания в отрасли является самой сильной, нужно посчитать норму чистой прибыли у всех компаний отрасли за один и тот же промежуток лет и выбрать компанию с самой высокой средней нормой чистой прибыли, определяемой как среднее арифметическое нормы чистой прибыли по годам.

Примечание: есть смысл обратить внимание и на динамику нормы чистой прибыли, отдав предпочтение ей, а не среднему значению нормы чистой прибыли. Пример приведу ниже.

Среднее значение нормы чистой прибыли больше у компании №1, хотя видно, что она уменьшалась каждый год последние 10 лет с 29% до 20%. За это время её конкурент, компания №2, так и не смогла обогнать компанию №1 по норме чистой прибыли, хотя и почти приблизилась к ней в 2019 году (19% против 20%). Но несмотря на это компания №2 каждый год увеличивала норму чистой прибыли, тогда как компания №1 снижала её. Это может быть следствием конкуренции между компаниями, когда одна компания "отгрызает" у другой кусок рынка. В таком случае я бы предпочёл купить акции компании №2 как более "агрессивной" (из этих двух) и пренебрёг бы тем, что среднее значение нормы чистой прибыли так красноречиво свидетельствует в пользу компании №1.
Среднее значение нормы чистой прибыли больше у компании №1, хотя видно, что она уменьшалась каждый год последние 10 лет с 29% до 20%. За это время её конкурент, компания №2, так и не смогла обогнать компанию №1 по норме чистой прибыли, хотя и почти приблизилась к ней в 2019 году (19% против 20%). Но несмотря на это компания №2 каждый год увеличивала норму чистой прибыли, тогда как компания №1 снижала её. Это может быть следствием конкуренции между компаниями, когда одна компания "отгрызает" у другой кусок рынка. В таком случае я бы предпочёл купить акции компании №2 как более "агрессивной" (из этих двух) и пренебрёг бы тем, что среднее значение нормы чистой прибыли так красноречиво свидетельствует в пользу компании №1.

№4 Структура акционерного капитала

Данный критерий не является столь определяющим и однозначным, как предыдущие. На первый, взгляд, в этом нет ничего несправедливого. Правда? Ну, какая разница, кто является крупными держателями акций, если компания наращивает выручку и чистую прибыль и лидирует среди своих конкурентов по норме прибыли. Победителей не судят! Но структура акционерного капитала это то, к чему стоит присмотреться.

Анализ этой структуры заслуживает отдельного материала. Я только скажу, на какие вещи обращаю внимание именно я.

  1. Часть акций принадлежит основателю компании. Это всегда надёжный фактор. Так, Аркадий волож владеет акциями Яндекса, семья Михайловых - Черкизово, Александр Мечетин - Белуги. Более того, они трудятся в этих компаниях, занимая должность. Для меня, как для акционера данных компаний, это дополнительный источник спокойствия 😊 Конечно, не всегда это возможно. Многие американские компании основаны очень давно, и основателей уже не осталось.
  2. Часть акций принадлежит менеджменту компании. Тут тоже всё просто. Те, кто управляют бизнесом, отвечают за результат своим кошельком. Это ещё одна порция спокойствия.
  3. Часть акций принадлежит государству. Чаще всего мне встречались случаи, когда государству принадлежит не просто часть, а контрольный пакет. Поскольку государство редко продаёт акции, напрашивается вывод, что основной мотив владения - дивиденды. Поэтому сильного роста курсовой стоимости от акций компании с государственным участием ждать не приходится. Но это с одной стороны. С другой стороны, именно дивидендная привлекательность вызывает приток новых инвесторов и, как следствие, рост курсовой стоимости. В такой ситуации остаётся только выбрать компанию с высокой нормой прибыли для отрасли и щедрой дивидендной политикой.

№5 Определение точек роста - один из способов выбрать лучшую компанию из отрасли

Выбрав одну лучшую компанию из отрасли, вы будете иметь большую доходность, чем купив акции компаний всего сектора. Помочь в этом сможет самый неформализуемый критерий. Именно здесь я подключаю свои страсть и интуицию 😃 И хотя этот пункт на 5-м месте, без него я уже давно не покупаю акции. Приведу примеры.

Яндекс - это русский Google, поисковая система №1 в России, место, откуда начинается Интернет 😉 И теперь не только начинается. Сервисы Яндекса активно внедряются в нашу жизнь - такси, голосовые помощники, рекомендательная лента, подкасты (список можно продолжать). Уже стоят и ждут отмашки беспилотные автомобили. Я вижу в этой компании много направлений для развития.

Mail.ru Group - почтовый сервис с двумя социальными сетями, в которых сидит всё население России. Компания активно вовлечена в рынок электронной коммерции, а также вышла на мировой рынок игр.

Московская биржа - как пишут в издании "Секрет фирмы", в России 6,8 млн частных инвесторов (менее 5% населения), тогда как в США инвестирует, грубо говоря, каждый второй. В связи с этим, очевидной точкой роста для бизнеса Московской биржи является рост числа частных инвесторов в России, что обеспечит компании достойный заработок на комиссиях.

Газпромнефть - одна из наиболее технологичных нефтяных компаний в России. Её точка роста - увеличение глубины переработки.

Однако, чтобы развить навык определения точек роста компании, нужно тщательно изучать отрасль, к которой она относится, а также читать о проводимых исследованиях и разработках. И тогда качество ваших знаний о компаниях и отраслях начнёт перерастать в количество правильных решений.

Примечание: определяя точки роста, помните, что конкуренты не спят, а значит, должно быть максимально чёткое представление о том, почему именно выбранная вами компания имеет преимущество перед остальными в отрасли.

Пока-пока 🖐

Если было полезно, поставь большой палец вверх 👍 Пиши в комментарии, если есть что дополнить.

Вы были на канале страстного инвестирования DesireInvest 💙