Найти в Дзене

Зачем на предприятиях согласовывают договоры?

Сегодня клиент - директор одного крупного предприятия - удивил меня своим высказыванием. Он спросил: "А разве договор, не прошедший согласование всех ответственных служб, не будет считаться недействительным?".

Конечно, я его успокоил, что на действительность договора это никак не повлияет. Поэтому если сильно "горит", то можно подписывать и без согласования, но с некоторыми оговорками.

С другой стороны, это повод подумать о том, какую практическую ценность вообще имеют все эти согласования, и что они дают предприятию в конечном счете.

Что грозит директору, который подписал договор без согласования?

Если на предприятии официально действует система согласования договоров, а директор ее проигнорировал и подписал договор в обход системы, то это может повлечь для него негативные последствия.

Если сделка впоследствии принесет компании ущерб, то собственник бизнеса может предъявить требования к директору. Заключение сделки без согласования, если оно в компании обязательно, будет расценено судом, как неразумность действий директора.

Кроме того, существует понятие крупных сделок - то есть договоров на сумму 25% и более от активов компании. Такие сделки должны быть одобрены собственником.

Что грозит сотрудникам, участвующим в согласовании договоров?

В целом, ничего серьезного. Максимум негативных последствий для незадачливых юристов, бухгалтеров и прочих причастных лиц - это дисциплинарное взыскание. Ну и лишение премии, если оно предусмотрено внутренними документами. Штатный сотрудник выйдет гораздо дешевле, но ответственности он никакой нести не будет. Поэтому директор должен дважды подумать, прежде чем подписывать договор на крупную сумму, даже если там стоит виза вашего семи пядей во лбу юрисконсульта.

-2

Во многих случаях гораздо более эффективно обращаться за сопровождением сделки к стороннему юристу на основании отдельного договора услуг, в котором вы сможете предусмотреть ответственность такого юриста за возможные неблагоприятные последствия.

Электронные системы согласования.

Сейчас многие IT-конторы усиленно продвигают свои системы электронного документооборота и разные базы данных для согласования документов по предприятию. Это удобно, да, но стоит ли переплачивать деньги за внедрение систем, которые имеют чрезмерный функционал, которым в итоге мало кто пользуется. Не забывайте, что любые системы согласования договоров сильно замедляют процесс подписания договора. Чем сильнее вы раздуваете эту процедуру, тем большее число клиентов вы теряете из-за упущенного времени.

Стандартная практика в ходе согласования
Стандартная практика в ходе согласования

Ошибочно думая, что такие системы необходимы для заключения договоров, собственники часто тратят колоссальные средства на установку и обслуживание этих систем. Прежде чем внедрять эти новшества, важно понять, смогут ли ваши сотрудники эффективно их использовать и насколько это поможет вам в оптимизации вашего документооборота. Подробно об этом я писал здесь.

В конце, еще раз обращаю внимание:

С момента, как вы подписали и передали экземпляр договора контрагенту, считайте, что сделка состоялась. Не нужно оглядываться на листы согласования и перекладывать ответственность на ваших сотрудников. За подписание договора несет ответственность исключительно директор.