После смерти Петра I в России начался период названный «периодом временщиков», длившийся с 1725 по 1741 год. В это время в составе династии не было людей, способных держать власть в своих руках, и она переходила в руки придворных вельмож - случайных любимцев, «временщиков». Во главе государства стоял престолонаследник, но вся власть была сосредоточенна в руках людей, которые посадили его на «царство».
В этот период у власти благодаря вражде соратников Петра I стояли: Екатерина I Алексеевна (1725 - 1727), Пётр II Алексеевич (1727 - 1730), Анна Иоановна (1730 - 1740), и наконец, Иван VI Антонович (1740 - 1741).
Анна Иоановна скончалась в 1740 году, оставив престол сыну своей племянницы Анны Леопольдовны и Брауншвейгского принца Антона, только что родившемуся Ивану Антоновичу. Воля покойной Анны Иоановны была исполнена: двухмесячный младенец Иван VI Антонович был объявлен новым императором России, а герцог Бирон - регентом - правителем с самодержавными полномочиями до совершеннолетия царя.
Бирон был любимцем Анны Иоановны. Обласканный ею, он достиг прочного положения. Сила его основывалась исключительно на любви государыни. Эгоистичный приспособленец, он не имел симпатий ни в царском окружении, ни в народе. Со смертью Анны Иоановны для него наступили тяжёлые времена.
Иван VI мало имел прав на российский престол. Он приходился лишь правнуком царю Ивану V.
Бирон, зная о недоброжелательном отношении к себе русского народа, начал своё правление с милостей. Он отменил несколько смертных приговоров, снизил подушный налог, смягчил судебные кары. Предчувствуя, что может быть зависим от Елизаветы Петровны, единственной прямой наследницы престола, он назначил на её содержание большую пенсию. У него был тайный план женить на Елизавете собственного сына и, низложив Ивана VI, объявить её императрицей. Правил регент Бирон прежними методами: угрозами, наказаниями, унижениями, вызывая новые волны озлобленности.
Не совсем понятное многим назначение регентом постороннего в царской семье человека обещало между Бироном и родителями императора борьбу за власть. Симпатии большинства были на стороне родителей Ивана VI. Бунт против Бирона назревал и в гвардии. Чувствуя шаткость своей позиции, Бирон стремился утвердить своё верховное положение. По всей вероятности, он намеревался выслать родителей Ивана VI из России.
Однажды фельдмаршал Миних застал Анну Леопольдовну в слезах: «Я не в силах более терпеть беспрестанных огорчений от Бирона. Мне остаётся с мужем и сыном уйти за границу. Пока Бирон будет регентом, ясных дней не видать нам в России».
Миних обещал ей поддержку. «Не вас одних вооружил Бирон против себя. Вся Россия страшиться, что за семнадцать лет регентства он успеет признать настоящего императора недееспособным и отстранить его от престола». Миних, заручившись поддержкой гвардии, без труда провернул переворот.
В ночь на 8 ноября 1740 года Бирон был арестован и заточён в Шлиссельбургскую крепость. Затем он со своей семьёй был сослан в Тобольскую губернию.
После падения Бирона правительницей России объявили Анну Леопольдовну. Правление Анны Леопольдовны, сначала сочувственно принятое народом и высшим обществом, вскоре стало вызывать осуждение. Ключевые посты в управлении государством оставалось в руках немцев, которые пришли во власть ещё в бытность правления Анны Иоановны.
Анна Леопольдовна, как и её муж, не очень понимали в управлении государством, которое всё более чахло в иноземных руках. К тому же Анна Леопольдовна была чужда русской культуре, глуха к заботам и страданиям россиян.
Недовольные немецким засильем стали поддерживать царевну Елизавету Петровну. Народ и гвардия видели в ней освободительницу России от иноземного управления. Зрел заговор против правительницы Анны Леопольдовны и её младенца - императора Ивана VI.
Толчком к выступлению заговорщиков стало решение Анны Леопольдовны объявить себя императрицей. Торжественная церемония была назначена на 9 декабря 1741 года. Медлить было нельзя, и в ночь с 24 на 25 ноября 1741 года Елизавета Петровна с верными ей гвардейцами «вошла в царский дворец и арестовала Брауншвейгскую «фамилию», то есть императора Ивана VI, Анну Леопольдовну и её мужа.
Семье бывшей правительницы вместе с низложенным императором Иваном VI была обещана свобода и беспрепятственный выезд за границу. В 1742 году втайне от всех семья была переведена в предместье Риги — Дюнамюнде. После раскрытия так называемого «заговора Лопухиной» в 1744 году, все семейство было перевезено в Ораниенбург, а после — подальше от границы, на север страны, в Холмогоры, где маленький Иван был полностью изолирован от родителей. Он находился в том же архиерейском доме, что и родители, за глухой стеной, о чём никто из них не догадывался. Комната-камера экс-императора, которого теперь по указанию Елизаветы Петровны стали называть Григорием, была устроена так, что никто, кроме Миллера и его слуги, пройти к нему не мог. Содержали Ивана в тюрьме строго. Долгие северные мытарства сильно отразились на здоровье Анны Леопольдовны: в 1746 году она умерла.
Пока Иван был в заточении, предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести его на престол. Последняя попытка обернулась для него гибелью. В 1764 году, когда уже царствовала Екатерина II, подпоручик В. Я. Мирович, нёсший караульную службу в Шлиссельбургской крепости, склонил на свою сторону часть гарнизона, чтобы освободить Ивана. Однако стражникам Ивана, капитану Власьеву и поручику Чекину, была выдана секретная инструкция умертвить арестанта, если его будут пытаться освободить (даже предъявив указ императрицы об этом), поэтому в ответ на требование Мировича о капитуляции они закололи Ивана и только потом сдались. Мирович был арестован и обезглавлен в Петербурге как государственный преступник. Существует неподтверждённая версия, согласно которой его якобы спровоцировала Екатерина, чтобы избавиться от бывшего императора.
Судьба жестоко обошлась с младенцем-императором Иваном VI, которому судила править из колыбели лишь один год, а остальные 23 года из своей 24-летней жизни провести в заключении. С именем печальной памяти Ивана VI закончилось царствование ветви «скорбного главою» Ивана V Алексеевича, которая не принесла России ни славных дел, ни доброй памяти.
Еще больше интересных историй здесь:
КАК НЕИСПРАВНЫЙ ТУАЛЕТ ПОТОПИЛ НЕМЕЦКУЮ ПОДЛОДКУ
Спасибо, что уделили время и дочитали до конца!
Если понравилась статья, подписывайтесь
на канал, ставьте лайк - будет еще очень много интересного!
⬇ ⬇ ⬇ ⬇ ⬇ ⬇