Конец года готовит нам еще одну горячую во всех смыслах новинку. Свой дебютный выпуск на суд публики представляет компания ООО "АБЗ-1", заметная на рынке дорожного строительства в Санкт-Петербурге. Предлагаю оценить наши шансы подзаработать на ее бумагах.
Выпуск
Дебютный выпуск питерских дорожников под номером АБЗ-1-001Р-01-боб вполне попадает в рынок. 2-х ярдовый выпуск номиналом по 1 000 рублей размещен на срок три года. Купонные выплаты в размере 12% от номинала (29,92 руб. на облигацию) выплачиваются ежеквартально. Оферта не предусмотрена, начиная с седьмого купонного периода полагается амортизация в размере 16,5% от номинала. Окончательное погашение - 25.12.2023г.
Т.о., с точки зрения структуры облигационного займа, первый выпуски компании выглядит вполне прилично. Доходность на 29-е декабря составила 11,88%, дюрация - 763 дня.
Описание эмитента и Группы
Эмитент ОАО "АБЗ-1", ИНН 7804016807, является головной компаний Группы компаний "АБЗ-1". Группа компаний была создана с целью построения вертикально-интегрированной холдинговой структуры, которая бы включила в себя производство асфальта и дорожное строительство.
Компания ОАО «Асфальтобетонный завод» является старейшей компанией группы и ведет свою историю с 1932 года. Тогда в составе треста «Лендорхоз» была основана «Асфальтобетонная база № 1» (будущий «Асфальтобетонный завод № 1»), ставшая первым специализированным предприятием в Санкт-Петербурге по производству асфальтобетонных смесей для строительства, ремонта проезжей части и благоустройства территорий. В 1993 году завод стал акционерным обществом.
На сегодняшний день ОАО «АБЗ-1» — самый крупный в Санкт-Петербурге производитель высококачественных асфальтовых смесей, используемых для строительства дорог. Суммарный возможный объем выпуска — до 12 тысяч тонн в сутки. В настоящее время на компанию приходится до 25 % всего объема производства асфальта в Санкт-Петербурге.
На текущий момент Группа компаний, в которую входит эмитент, уверенно входит в первую тройку наиболее солидных дорожных предприятий Санкт-Петербурга и реализует проекты как в родном регионе, так и в сопредельных областях (Калининградская, Тверская области и пр.).
К сожалению, эмиссионные документы не содержат сведений о составе Группы компаний. По имеющимся у меня сведениям (возможно, слегка устаревшим) в состав Группы входя следующие компании:
- ОАО «АБЗ-1». Компания является одним из лидеров по производству асфальта. В состав предприятия на правах структурных подразделений входят четыре основные производственные площадки. Головной офис Компании располагается по адресу: 195009, Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д. 66. Максимальная производительность семи имеющихся заводов в сезон может превысить 1 500 тыс. тонн асфальта.
- ЗАО «АБЗ-Дорстрой» является Управляющей компанией ГК "АБЗ-1". Она была создана в 2000 году. Первоначально основной деятельностью компании было устройство дорожных покрытий. В качестве управляющей компании ЗАО «АБЗ-Дорстрой» осуществляет координацию работы других компаний группы, каждая из которых имеет свое основное направление деятельности.
- ООО «ДСК АБЗ-Дорстрой» - производственная организация, выделенная из структуры генподрядной организации «АБЗ-Дорстрой» в 2008 году в процессе развития ГК "АБЗ-1" с целью оптимизации управления строительством. Компания способна выполнять любые виды дорожных работ на крупнейших объектах Санкт-Петербурга, Северо-Запада России и других регионах страны.
- АО «Экодор». «Экодор» выполняет работы по устройству цветных покрытий из литых асфальтобетонных смесей. Это служит альтернативным решением при устройстве покрытий тротуаров, детских и спортивных площадок, велосипедных дорожек и дворовых территорий из тротуарного камня.
Т.о., компания эмитент входит в Группу компаний, осуществляющих основные виды работ в сфере дорожного строительства: проектирование магистралей, производство и укладка асфальта. Для выполнения иных видов работ (вынесение инженерных сетей, устройство насыпей и пр. привлекаются сторонние организации на условиях субподряда.
Отчетность
К анализ доступна консолидированная отчетность по МСФО.
В активе Баланса мы видим рост дебиторской задолженности от Заказчиков. Параллельно в Пассиве имеем прирост задолженности по кредитам и займам и заметный рост Кредиторки (более 70% к данным на начало 2020 года). Куда и на какие цели Группа планирует приткнуть еще 2 ярда долга - мне лично не понятно.
При этом, доля Капитала невелика, менее 15% от Валюты Баланса. Финансовая устойчивость весьма посредственная.
Выручка, в сравнении с данными за первое полугодие 2019 года увеличилась незначительно. При этом, рост дебиторки в балансе говорит о том, что Группа активно выполняла и сдавала заказчикам работы. Мне тут видится определенная нестыковка - если с начала года эмитент наковырял на дополнительный миллиард признанной заказчиками дебиторки, то почему мы не видим сопоставимого прироста по выручке? Нет ли в составе дебиторской задолженности проблемной задолженности, тянущейся из прошлых периодов?
Показатели рентабельности не впечатляют. Чистая рентабельность составила всего 6%. Что, однако, лучше, чем отрицательные показатели за 2018 год и 6 мес. 2019 года.
Было бы полезно посчитать нагрузку на EBITDA, но эмитент поленился привести данные. Информации для самостоятельного расчета показателя также, увы, отсутствуют.
Отчетность Группы вызывает определенное недоумение. В частости, смущает несоизмеримый с увеличением выручки прирост дебиторки. Есть подозрение, что в Активе "дырка" по размерам мало отличающаяся от размера Капитала. Если подойти консервативно и почистить балансик, можно остаться с Капиталом, равным нулю.
Выводы
В окончание своего повествования предлагаю привычный уже список кратких выводов, сделанных мной по итогам анализа эмитента:
- Дебютный выпуск эмитента укладывается в рынок. Достойный купон, не самый большой срок обращения и амортизация делают выпуск достаточно заманчивым для потенциальных инвесторов.
- Деятельность Группы компаний завязана на государственные деньги - дорожное строительство традиционно финансируется из федерального бюджета или бюджетов субъектов федерации. Отсюда очевидный вывод - способность эмитента обслуживать и возвращать бабки напрямую зависит от щедрости государства. Есть нехорошее подозрение, что в условиях экономического спада дорожное строительство могут слегка подрезать.
- Целевое назначение облигационного займа не раскрывается. Вернее, достаточно мутно указано, что средства направят на финансирование текущей деятельности. Возникает вопрос: нафига компании потребовалось занимать 2 ярда довольно недешевых денег? Возможно, куда более дешевое банковское финансирование стало недоступным? Тем паче, что сумма облигационного займа лишь в полтора раза меньше совокупного портфеля Группы.
- Есть определенное подозрение, что фактический состав Группы компаний существенно шире, чем тот, что описан на официальном сайте. А раз так, всегда есть вероятность, что Группа прячет свои проблемы, переводя их на связанные, но формально независимые компании.
- Отчетность, лично у меня, вызывает опасения. Непонятная история с ростом дебиторской задолженности, а также существенная кредитная нагрузка на Капитал заставляют сомневаться в финансовом благополучии Группы.
- Как часто бывает с компаниями, вся деятельность которых строится на исполнении ограниченного числа крупных контрактов, отчетность за минувшие периоды мало о чем говорит. Мне не удалось увидеть главное - за счет чего эмитент планирует зарабатывать себе на хлебушек в течение ближайших лет и, главное, из какого кармана будут погашаться бонды.
Короче говоря, вы имеет полное право не согласиться со мной. Более того, мои статьи выражают лишь мое личное мнение. Но мне не удалось найти серьезных аргументов в пользу возможности (лично для меня) вписываться в эту историю. И, к слову, самой размещение крупного займа с довольно высоким купоном на общем фоне смотрится как последний шанс привлечь бабки.
PS. Обязательная оговорка. Все вышенаписанное отражает личное мнение автора. Ни коим образом не даю рекомендации по инвестициям. Все решения вы принимаете самостоятельно и ответственность за них несете лично вы.
PPS. Если материал пришелся по душе - просьба подписываться и давить на перст, указующий в небеса. Если есть пожелания по дальнейшим обзорам - просьба писать в комментариях.
Использованные ссылки:
Официальный сайт Группы компаний: abz-1.ru
Сайт раскрытия информации: e-disclosure.ru
Рейтинг "дорожников": testfirm.ru