Найти тему

Диагноз на глазок. Когда доктор погорячился

Бывает такое? Идете вы на прием к доктору в надежде на серьезный, обстоятельный разговор по поводу ваших сомнений. Однако, чуть ли не с порога вас настигает громовой возглас
- “Милочка, да у вас же (подставить непонятное страшное слово)!” “Дисфункция”, например.
Или понятное, но всё равно страшное — “воспаление”.

И запускается порочный круг: скоропалительный диагноз вызывает страх, страх приводит к бессмысленным анализам и дурацким лечениям, неэффективное лечение —  к ещё большему страху. А уж если после всего этого “пира духа” ещё и на свой банковский счёт взглянуть, то вовсе захочется всё бросить и ползти в сторону кладбища.

А бывает и наоборот: сразу остановились на какой-нибудь успокаивающей версии, а важное проглядели по принципу “если факты противоречат теории, тем хуже для фактов”.

Так и родилась эта широкая тема, объединяющая очень разные сюжеты: как диагностировать ЛЬЗЯ и как — НЕЛЬЗЯ.

  • При жалобах на зуд, жжение, выделения “и всё такое”, желательно во всех случаях исключать 4 основных инфекции, передающиеся половым путем: хламидиоз, гонорею, трихомониаз, а также заболевание, вызванное mycoplasma genitalium (и только ей, mycoplasma hominis пусть живёт). Не стоит решать, что это молочница, потому что выглядит как молочница. И кандидоз, и баквагиноз, даже самые классические и как из учебника, могут таить за собой хламидийную инфекцию или трихомониаз.
  • Вагинит (кольпит) и цервицит нельзя поставить просто по общему мазку, по бакпосеву или по цитологии. С колокольни пациентки всё выглядит очень логично: рассказываешь доктору о своих жалобах, и он делает ход пешкой е2-е4 — берёт влагалищных жителей, “высеивает” в животворную среду и смотрит, кто вырастет. Из более 300 разновидностей микроорганизмов выросла только кишечная палочка — боже, у нас во влагалище кишечная палочка, мы все умрём!

Нет. Это не имеет диагностической ценности. Нужно внимательно выслушать жалобы, провести осмотр, исключить инфекции, передающиеся половым путем, в идеале — оценить микрофлору методом “Флороценоз”. Потому что нас интересуют не сами “плохиши” (кишечная палочка, стафилококки и стрептококки), а их соотношение с “хорошими” лактобактериями. Если жалоб нет, клинических проявлений нет, и лактобактерии по-прежнему доминируют, лечить никого не нужно — эта женщина здорова. И её кишечная палочка тоже.

  • Спайки и “воспаления” не могут быть поставлены по УЗИ. Это лишь частное мнение врача ультразвуковой диагностики. Нужны: жалобы + анамнез + первичный осмотр. УЗИ, МРТ, гистеросальпингография говорят о спайках в малом тазу лишь косвенно, ненадёжными намёками. И только лапароскопия позволяет увидеть их и поверить глазам своим.
  • Гиперплазия эндометрия также не диагностируется по УЗИ. Ультразвуковая картина позволяет лишь заподозрить проблему, для окончательного вывода требуется гистологическое заключение после гистероскопии с биопсией.
  • Особая ситуация с СПКЯ. “Запеленговать” поликистозный “сигнал” можно с первого же взгляда на пациентку, особенно если она не пользуется бьюти-практиками из области удаления волос. Но тут нужно поломать голову над дифференциальной диагностикой — исключить заболевания щитовидной железы, гиперпролактинемию, неклассическую форму врожденной дисфункции коры надпочечников (ВДКН) и ещё с десяток хотя бы отчасти похожих заболеваний и состояний.
  • Эндометриоз — это теорема Ферма в гинекологическом мире. Предположить легко, а поди докажи. “Легко” здесь использовано в значении “по одной лишь беседе”, но и то, даже это сильно зависит от интервьюерского таланта доктора. Слишком уж многолика боль, которую эндометриоз вызывает. Тут надо хвататься за каждую ниточку и терпеливо распутывать клубок. И вновь только лапароскопия позволяет окончательно поставить диагноз. В случае с эндометриозом матки (аденомиозом) УЗИ тоже может помочь, но только если вооружиться чёткими критериями от Morphological Uterus Sonographic Assessment group (MUSA). Просто “пёстрая матка” — это не аденомиоз. Например, важно отличать узловую форму аденомиоза от узла миомы.

Словом, прав был Маркс, предрекавший конкуренцию между пролетариями и машинами. Но всё же остались ещё болезни и состояния, позволяющие глазам, ушам, рукам доктора оставаться по-прежнему могущественными и самодостаточными:

  • Герпес и остроконечные кондиломы можно поставить на глазок, обычно они не требуют лабораторного подтверждения.
  • Ожирение также диагностируется на глаз и при помощи очень хитрых высокотехнологичных медицинских инструментов — весы, ростомер, сантиметровая лента.
  • Бесплодие можно поставить без единого анализа по итогам простого разговора. Потому что бесплодие — это просто факт ненаступления беременности за 12 месяцев половой жизни без контрацепции, если вы моложе 35 лет, и за 6 месяцев, если вам уже ближе к сорока.
  • Климакс — также просто факт биографии, который не нуждается в доказательствах. Просьба не воспринимать этот тезис как разрешение забыть о гинекологе в возрасте 45+! Обследование всё равно нужно — для выявления рисков и подбора терапии, которая сделает этот переходный этап максимально комфортным.

Это были самые частые истории о том, как в гинекологии можно перебдеть или недобдеть.

А вас путали? Пугали? Приходилось сомневаться в действиях врача и обращаться за вторым, третьим, энным мнением?

Данная статья носит исключительно информационный характер. Любой диагноз ставится после посещения пациентом лечащего врача.

____________________________

Оксана Богдашевская,
главный гинеколог сети "Клиника Фомина"