Знаете ли вы, уважаемые читатели, что означает фраза "эвакуация верхнего строения пути"? А вот что:
Этим как раз и заняты бойцы 40-го путевого ождб (отдельного железнодорожного батальона). Они снимают рельсы, а также выводят из строя мосты и прочие важные элементы дорожной инфраструктуры, чтобы затруднить врагу переброску войск и снабжение. Процедуру наглядно иллюстрируют следующие увеличенные и слегка обработанные фото.
Когда путь не успевали "эвакуировать", проблему решали более радикально:
Приходилось железнодорожникам, разумеется, и восстанавливать разрушенное полотно. Ниже фото поврежденного участка пути возле станции Луга. Оползень возник в результате бомбежки вражеской авиации.
Под провисшие пути устанавливались подпорки, а затем насыпался грунт.
Все работы проводились под угрозой обстрела противника, так что выставлялось боевое охранение. Фрагмент страницы, посвященной этому, представлен ниже. Батарея ст. л-та Васильева прикрывает работы батальона на участке Семрино - Пушкин.
С сентября 1941 года батальон участвовал в обороне Ленинграда - на строительстве укреплений и просто как пехота. Ниже на фото "бойцы роты Беляковича" за работой. Ведется строительство командного пункта артиллерийской батареи в Торговом порту (угольная гавань).
Ленинград, Торговый порт, Южная дамба Морского канала. Красноармеец батальона ведет наблюдение за врагом. Январь 1942 года.
В подписи к следующему фото скорее всего ошибка - это январь 1942, во всяком случае именно так датированы все прочие снимки.
Инструктаж дозора перед выходом на лед финского залива. Ленинград, порт, январь 1942 года.
29 марта 1942 года вражеский снаряд попал в эшелон с боеприпасами, стоявший на станции Ржевка. Все что осталось от станции - на фото внизу. Батальон был направлен на восстановление станции и подъездных путей.
С апреля 1942 года батальон задействован на строительстве канала, обозначенного в документах этой части как "Кабонский" - элемент знаменитой "Дороги жизни".
И снова бойцы-железнодорожники за привычной работой...
Полностью с альбомом можно ознакомиться по ссылке.