Найти тему
Приемная НК

Приобретение товарного знака у иностранной компании. Налоги в РФ

Оглавление

Приобретение товарного знака у кипрской компании - налоговые последствия в РФ

Купля-продажа товарных знаков возможна путем заключения соглашения об отчуждении исключительных прав на товарный знак (ст. 1234 ГК РФ). По данному договору правообладатель передает правопреемнику исключительные права в полном объеме, теряя все свои притязания на зарегистрированный знак.

Согласно ст.1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак представляет собой исключительное право использования товарного знака.

НДС

При приобретении прав на товарный знак РосКо у КипрКо РосКо будет являться налоговым агентом по НДС на основании абз. 3 пп.4 п.1 ст. 148, п.2 ст.161 НК РФ

Налог на прибыль организаций

В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.12.2017 N Ф01-4976/2017, Ф01-5687/2017 по делу N А11-11036/2016 (Определением ВС РФ от 20.06.2018 N 301-КГ18-1307 по делу N А11-11036/2016 кассационная жалоба оставлена без рассмотрения по существу) указано:

"Суды установили и материалами дела подтверждается, что ЗАО "Бриджтаун Фудс" заключило с "Клеведон" Лимитед (Республика Маршалловы острова) договор от 31.05.2012 N 04-2012532/14-23 об уступке исключительного права на товарный знак "СМАК", по условиям которого "Клеведон" Лимитед (владелец) передает ЗАО "Бриджтаун Фудс" (правопреемник) исключительное право на указанный товарный знак за определенное сторонами вознаграждение.

На основании изложенного и с учетом приведенных норм права суды пришли к правильному выводу, что доход иностранной компании ("Клеведон" Лимитед), полученный по договору об уступке исключительного права на товарный знак, подлежит налогообложению на территории Российской Федерации у источника выплаты (Общества) по ставке налога в размере 20 процентов как доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности".

То есть налоговые органы и суды считают, что к договорам уступки права требования применяются пп.4 п.1 ст.309, п. 1 ст. 310 НК РФ.

Суды указывают, что

  • результаты интеллектуальной деятельности относятся к категории нематериальных активов, поэтому к отношениям, связанным с использованием и защитой исключительных прав, неприменимы нормы о праве собственности, относящиеся к вещным правам.
  • правообладатель получает доход от уступки принадлежащего ему исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, а не доход от реализации собственного имущества, в связи с чем данный вид дохода следует квалифицировать как доход от использования прав на объекты интеллектуальной собственности.

В таком случае при применении СОИДН с Кипром вместо ст. 13 (Доходы от отчуждения имущества) логичнее (как это ни странно) применить ст. 12 (Роялти), поскольку в п.2 данной статьи указано следующее: «термин "роялти" при использовании в настоящей статье означает платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или предоставление права пользования … товарным знаком …». А это ровно то же, что указано и в пп.4 п.1 ст.309 НК РФ, на что указывают суды.

Роялти, возникающие в РФ и выплачиваемые резиденту Кипра, подлежат налогообложению только на Кипре, если он ФПД. Таким образом, есть риск ФПД.