Всем привет! Это канал proстранное искусство.
Возвращаюсь к вам после небольшого перерыва. И сразу с художником, которого, пожалуй, знают все россияне. В комментариях под моей статьей про Никаса Сафронова его упоминали неоднократно, и не зря: по степени популярности, приближенности к власти и дороговизне Глазунов и Сафронов действительно очень похожи.
Галерея Глазунова находится в пешей доступности от Кремля, прямо напротив ГМИИ им. Пушкина. Я бывала там множество раз, но особого трепета перед гигантскими полотнами и графическими сериями так и не испытала. Яркие и узнаваемые образы действительно вызывают любопытство. С другой стороны, именно этот гигантизм, невероятный пространственно-временной масштаб, которым так увлекался Глазунов, абсолютно не трогает за душу и вызывает ассоциации скорее с школьным учебником истории.
Глазунов - наш с вами современник, скончался в 2017 году в глубокой старости. Застал и войну, и послевоенные годы, и перестройку, и развал СССР, и современную Россию. Любопытно, как он воспринимал страну, власть, народ, самого себя в рамках всех этих структур. Несмотря на то, что советские власти и союз художников воспринимали его крайне неоднозначно, жизнь и карьера Глазунова сложились весьма успешно.
Делюсь с вами самыми интересными об этом художнике. А выводами и мнениями предлагаю делиться в комментариях
- Глазунов родился в 1930 году в Ленинграде. В блокаду потерял всех своих родных и был вывезен по Дороги Жизни.
- Глазунов вернулся в родной город уже после войны, учился в художественной школе, потом в институте Репина. С выпуском связана любопытная история: Глазунов представил картину, чей сюжет посвящен отступлению Советской армии в 1941 году. Руководство института попросило написать другую работу, поскольку эту могли воспринять "неправильно". Вот копия, которую сам Глазунов воспроизвёл в восьмидесятые:
- Первая выставка Глазунова прошла еще в 1957 году в ЦДРИ. Говорят, что представленные там работы просто поразили зрителей. А вот в 1964 году художник попробовал еще раз показать миру отвергнутые университетом и окончательно дописанные "Дороги войны", на сей раз - в зале "Манежа". Однако картину изъяли прямо из зала, выставку закрыли, и дальнейшая судьба оригинала неизвестна. Впоследствии Глазунова, переехавшего в Москву, отказались принимать в Союз Художников: история с картиной сказалась на отношении коллег по цеху.
- Сам Глазунов вспоминает, что в первые годы в Москве жил крайне бедно. Он уже был женат, и вместе с супругой они занимали маленькую кладовку у скульптора Дионисио Гарсиа: там и жили, и мастерскую организовали. И всё было крайне плохо, фпока Глазунова не навестил Сергей Михалков. Глазунов вспоминал, что писатель его буквально спас, и называл Михалкова вторым отцом.
- После разговора Михалкова с главой Минкульта Екатериной Фурцевой, карьера Глазунова пошла в гору. В это время он пишет огромное количество портретов российских и зарубежных знаменитостей. В том числе, Индиры Ганди, Федерико Феллини, Джины Лоллобриджиды... Были в этом списке и отечественные актёры и политики. И с этого момента Глазунов начинает активно входить в политическое пространство. В 1964 году - возглавляет патриотический клуб, а в 1967 году его наконец-то берут в Союз Художников. В 1978 году его вновь принимает "Манеж", и на этот раз в выставочное пространство стоят огромные очереди.
- В восьмидесятые Глазунов уже возглавляет собственноручно организованный Институт прикладного искусства, а также становится ректором Российской академии живописи и получает звание народного художника СССР.
- В 2004 году открывается та самая галерея Глазунова на Волхонке. Туда начинают захаживать депутаты, мэры (были и Лужков, и Собянин) и даже президенты (и Медведев, и Путин). Ну а в 2012 году художник становится доверенным лицом В.В. Путина на выборах! По сути венец его художественной (и политической) карьеры.
Вы спросите, почему я уделяю столько внимания Глазунову в политике? Сейчас объясню. Дело в том, что, несмотря на его активное участие в политике, картины его крайне неоднозначны. С одной стороны, показывают все величие российской культуры и довольно патриотичны, но с другой стороны - там нередко встречаются сюжеты, демонстрирующие ярое несогласие Глазунова с действиями советских властей. Например, вот: красная звезда, возвещающая приход коммунизма, вообще доминанта красного, Сталин и счастливые детишки с галстучками... и тут же образы убитой царской семьи, фрагмент "Несения креста". Ну а картины, демонстрирующие разгром храма "красными" или отступление советской армии и вовсе нельзя назвать "провластными". А вот одно из самых популярных его высказываний:
Я считаю, каждому народу нужна сильная рука правителя! Лакеи не могут быть правителями. До XX века человеческое общество делилось на сословия, каждое из которых имело свое назначение, обязанности, честь и свою сословную красоту духовного мира. Это зафиксировано в древнейших священных книгах человечества, созданных задолго до Рождества Христова.
- Помимо политики и христианских образов, Глазунов уделял большое внимание литературной иллюстрации. Отдельные серии у него посвящены литературным образам Петербурга, героям Гоголя и Достоевского.
- Историческим образам у Глазунова посвящен целый огромный раздел. Там и императоры, и персонажи славянской мифологии, и жития святых.
- Любопытный момент в карьере Глазунова связан с его заграничными командировками по редакционному заданию "Правды": Никарагуа, Чили, Вьетнам, Куба. Из Никарагуа, где шла гражданская война, художник привез более 60 работ.
В общем, как видите, художник крайне одаренный и разносторонний, но как личность - довольно однозначный.
Как я уже говорила - все эти масштабные исторические полотна никогда не вызывали у меня восхищения. Есть лишь одна картина, которая действительно заставила меня надолго застыть, вглядеться и задуматься. Вот она: Христос и Антихрист. Просто посмотрите, как точно художник передал характер, настроение. Как отличаются глаза. Вглядитесь в них.
Спасибо что читаете!
Традиционно жду ваших комментариев о художнике: что думаете и чувствуете, глядя на его картины?