Сочинение ЕГЭ по русскому языку на порядок легче итогового. И это хорошая новость. Но оно пишется по тексту, который иногда может быть непонятен. И первый вопрос, который надо разрешить ДО написания сочинения, какова проблема текста? Почему это важно и как формулировать проблему, рассказываю в данной статье.
💥 Почему важно правильно определить проблему для сочинения ЕГЭ?
За верную формулировку проблемы вы получаете 1 первичный балл. Плюс, это залог правильно выстроенного дальнейшего рассуждения. Это значит, что вы претендуете на баллы по критериям К2 «Комментарий к сформулированной проблеме текста», К3 «Отражение позиции автора исходного текста», К4 «Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста».
Если же проблема выделена не верно, то вы получаете 0 не только за К1, то есть за формулировку проблемы, но и за остальные критерии по содержанию. А это 6+1+1 = 8 баллов. Вместе с баллом за формулировку проблемы вы можете потерять целых 9 первичных баллов, которые равны 16-18 вторичным (процентам ЕГЭ). Обидно, не так ли?
💥 Как понять, верную ли проблему я выделил? Вдруг думаю неправильно?
Если вы пишете тренировочное сочинение по сборнику под редакцией И.П. Цыбулько, то в конце него есть подсказки. Для каждого текста дан примерный круг проблем. Сверяться можно с ним, но я не советую делать это часто по трем причинам:
1. На экзамене у вас не будет возможности куда-то подсмотреть и убедиться в правильности выбранной проблемы. Это вызовет неуверенность, а может, даже ступор в самый ответственный момент.
2. Примерный круг проблем – это не все проблемы, которые есть в тексте. Они могут быть по-другому сформулированы, не так, как вы себе представляли.
3. Есть вариант, что вы сформулируете проблему, которой нет в перечисленных. Это усилит страх, что что-то не так. Но не будет показателем «неправильности». Сами проверяющие говорят, что главное – чтобы проблема действительно была в тексте и вы смогли написать по ней качественный комментарий.
💥 Как выделять и формулировать проблему?
Действуйте поэтапно:
🟢 Прочитайте тест минимум 2 раза. Убедитесь, что он вам понятен. Проще всего убедиться в этом при помощи пересказа. Если можете пересказать и объяснить логику повествования, значит все в порядке.
🟢 После прочтения текста напишите на черновике все темы, которые вы увидели в нем. Тема – это то, о чем автор говорит в тексте, какой круг проблем и явлений освещает. Вопрос для выявления тем: «О чем говорится в тексте?». Часто бывает, что из текста можно выделить 2 – 4 темы, которые затем легко переформулировать в проблемы.
🟢 Когда вы выделили темы, приступайте к формулировке проблем. Вопросы для их выявления: «Что автор хотел сказать этим текстом?» или «Какой нравственный урок можно отсюда вынести?». Из каждой темы вы можете выявить проблему.
Пример:
В тексте варианта № 1 (сборник И.П. Цыбулько 2021), который начинается словами: "Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры...", можно выделить следующие темы:
· Вера в невиновность каждого;
· Тема сострадания и милосердия;
· Тема правосудия и объективности оценок;
· Тема справедливости и великодушия;
· Тема призвания (профессии врача).
Исходя из этих тем, формулируем проблемы:
· Проблема веры в человека;
· Проблема проявления сострадания и милосердия в жизни;
· Проблема сложности вынесения решения в суде;
· Проблема проявления справедливости и великодушия;
· Проблема следования своему призванию, несмотря ни на что.
💥 Можно ли сформулировать проблему в виде вопроса?
Да, можно, так как в «Критериях оценивания задания с развернутым ответом» говорится, что для получения балла за формулировку проблемы должна быть сформулирована «одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения)».
И на сладкое… лайфхак:
Если вам попался сложный специфичный текст и нельзя однозначно ответить на вопрос «Что хотел сказать автор?», обратите внимание на задание №26. Там дан фрагмент рецензии. Чаще всего в ней можно найти подсказку о теме или идее текста.
Удачных Вам сочинений!
Анна Терехова
Все статьи канала собраны здесь: