Может быть вам, уважаемые читатели, как и мне, приходилось слышать рассказы о том, что раньше можно было напиться прямо из Волги без последствий для здоровья. Обычно при этом рассказчики говорят, что так рассказывали их деды. Мой прадед родился в пригороде Царицына в 1910 году, но такого не рассказывал. Поэтому стало интересно узнать, что о чистоте волжской воды писали "старые люди". Для этого возьмём путеводители, заметки путешественников, словари и справочники, изданные во второй половине XIX - начале XX веков.
1862 год.
Авторы путеводителя "Волга от Твери до Астрахани", изданном в 1862 году по заказу пароходного общества "Самолётъ", среди прочего сообщали сведения о чистоте волжской воды.
Вода в нижних частях Волги чиста, прозрачна и не имеет вкуса, мягка и сильно напитана воздухом. Если взболтать его в закупоренной бутылке, она пузырится подобно вину. Химические разложения доказали, что в ней нет вовсе известковых частиц... Весною волжская вода мутится и желтеет, по не дает осадка и здорова для употребления.
Также авторы вышеуказанного путеводителя уточняли, что в районе Астрахани из-за обилия рыбы вода приобретает вкус рыбьего жира и в сыром виде вредна для употребления.
Значит, в 1862 году и раньше вода в низовьях Волги была вполне пригодна для питья без предварительной обработки. Только в Астрахани в период нереста рыбы пить сырую воду не рекомендовалось. Волга сохраняла естественную чистоту воды, а факторы её загрязнения сточными водами были очень незначительными. Город Царицын в это время был совсем небольшим. Всего в нём жили, по данным путеводителя, 7027 человек. Заводов было всего три - пивоваренный и два кирпичных.
Судоходство ещё во многом осуществлялось на судах, которые не имели механических двигателей и не загрязняли воду - расшивах, мокшанах и др. Движение судов по Волге до 1862 года не было оживлённым. За весь 1860 год в Царицын пришло лишь 237 судов и 14 плотов, большая часть из которых доставила грузы для постройки Волжско-Донской железной дороги. Именно с её открытием в 1862 году начали происходить процессы, которые вскоре изменили город Царицын и экологическую ситуацию на Волге. Название им - резкий рост промышленности, грузопотока и населения.
1884 год.
Перемены происходили очень быстро. За двадцать лет перевозка грузов по Волге значительно возросла. Если в 1879 году грузооборот пристаней Царицына составил более 6,2 миллионов пудов грузов, то уже в 1882 - более 38 миллионов пудов по данным "Спутника по Волге", изданного в 1884 году. При этом реальные цифры были больше, т.к. торговцы в то время тоже старались меньше заплатить налогов и часть грузов проводили "по-чёрному" в обход официальной статистики.
Увеличение грузопотока происходило и за счёт резкого повышения спроса на новый товар - нефть и керосин. Это жидкое топливо из Каспия судами поднимали вверх по Волге и доставлялись в те города, куда были подведены железные дороги - Царицын, Саратов и выше по течению. Торговля нефтепродуктами и их переработка уже тогда стала настолько перспективным делом, что у северной окраины Царицына "Товарищество братьев Нобель" построило крупную базу - городок с резервуарами, насосами, фабриками, пристанями, железной дорогой и домами для сотрудников. Кроме Нобелей нефть перевозили и более мелкие предприниматели. Перевозка нефти в бочках уже становилась невыгодной, т.к. продукт стал дешевле тары. Появились новые суда - нефтеналивные.
Развитие торговли и промышленности повлекло резкое увеличение числа жителей в Царицыне. К 1884 году в нём постоянно жило уже около 35 тысяч человек. Кроме них было несколько тысяч сезонных рабочих. Многие пришлые селились у берега Волги в хибарах и землянках. В этих посёлках всё острее становился вопрос санитарии, а стоки попадали прямо в реку. Заводов и фабрик стало уже более 40, из которых было 4 керосиновых и 6 механических.
Автор вышеуказанного "Спутника" С. Монастырский не приводил данных по качеству воды в Волге. Но ясно, что часть перевозимых на судах и перекачиваемых на пристанях нефти и керосина неизбежно попадала в Волгу. Грязные стоки с новых посёлков (трущоб) и заводов также загрязняли воду. Поэтому невозможно поверить, что возле города и ниже его волжская вода была пригодна для питья.
1895 год.
И. Е. Шевченко-Красногорский - автор изданного в 1895 году путеводителя "По Волге и Каспию", описывал Волгу как реку, близкую к экологической катастрофе:
"На всём протяжении Волги можно с парохода видеть в разных местах разбросанные по поверхности воды большие пятна тёмно-бурого цвета с перламутровым оттенком. Это плывёт нефть, отчасти проливавшаяся при перекачках, отчасти-же просочившаяся сквозь стенки деревянных нефтянок."
Нефтянками называли деревянные суда для перевозки нефти. Автор путеводителя сообщал, что перевозчикам и получателям нефтепродуктов было выгоднее заложить в расходы потерю не менее 3% товара в пути, чем тратиться на повышение герметичности судна. Таким образом, подсчитывал Шевченко-Красногорский, в Волгу ежегодно попадало не менее миллиона пудов нефти!
Нефтяная плёнка прибивалась течением к берегам, затонам и мелким заливам. Из-за этого вода не только становилась непригодной для питься. В ней гибла рыба. Хуже того, нефть уничтожала кормовую базу и нерестилища для рыбы, что привело к резкому снижению рыболовства на Средней и Нижней Волге.
Проблему можно было решить с помощью постройки металлических танкеров. Практически, только лишь "Товарищество братьев Нобель" заказывало постройку специальных металлических судов с двойными стенками и усовершенствовало перекачку в резервуары на пристанях. Остальные нефтяные общества и отдельные предприниматели на это не хотели тратиться. Между тем их общий объем перевалки нефти, мазута и керосина в Царицыне был сравним с Нобелями.
1911 год.
К 1909 году население города Царицына достигло 100 тысяч человек. Город значительно разросся за 50 лет. Для обеспечения его водой ещё в 1890 году был построен водопровод и городская водокачка. Но системы канализации ещё не было. Вот что сообщает справочник "Весь Царицын и Царицынский уезд" 1911 года:
"Местность, на которой расположен город и его ближайшие окрестности, имеет естественные склоны, расположенный так, что все они ведут или в Волгу в черте города, или в речку Царицу. При отсутствии в городе канализации, понятно, что большая часть нечистот, попадающих в Волгу, омывают берег на всём протяжении Зацарицынской части города с её знаменитым антисанитарным "Кавказом" - крупнейшим холерным очагом."
Холера стала настоящей проблемой быстро растущего Царицына. Как правило, её вспышки связаны с употреблением загрязнённой бытовыми стоками воды. Первая вспышка произошла в 1892 году. После этого эпидемии холеры случались в Царицыне в 1904, 1907 и 1908 годах. Вспышки холеры происходили и в других крупных городах выше по течению Волги - Саратове, Самаре. Связь между этой инфекцией и грязной питьевой водой была очевидной.
Постройка водопровода решило проблему лишь отчасти. Его сеть не успевала за ростом числа жителей. Вода поступала не напрямую из Волги, а через систему очистки - фильтры и отстойники с добавлением коагулянта. Но даже после этого пробы водопроводной воды показывали содержание бактерий и примесей. Говорить о качестве просто сырой воды из Волги уже не приходилось. Но многие жители города, особенно бедных прибрежных районов, набирали её прямо из реки. Другой альтернативы не было.
В итоге.
Таким образом, получается, что действительно из Волги можно было напиться чистой водой и безопасно для здоровья. Но это было примерно до 1870-х годов, когда начался бурный рост промышленности и городов, а также перевозки нефти по реке. Значит, не деды, а только прадеды дедов могли безопасно пить воду прямо из Волги. Может быть, кто-то из их потомков тоже это делал, но без предварительной обработки это было рискованно.
Думаю, не стоит описывать чистоту воды Волги в эпоху СССР. В период индустриализации и не прекращавшейся гонкой за Америкой в производстве чугуна и стали на проблемы экологии, мягко сказать, не обращали внимания. В эпоху позднего СССР, как многие ещё наверное помнят, об экологии Волги заговорили, но сильно ничего не менялось.
Сейчас же после краха многих крупных промышленных предприятий Волга у Волгограда стала почище, конечно. Но пить воду из реки я бы точно не рискнул и вам делать это не советую!
На этом всё, спасибо за внимание!