Вниманию читателей предлагается рапорт командира минного заградителя «Амур» капитана 2 ранга А. А. Ружека о постановке минного заграждения в южной части Балтийского моря 6 ноября 1914 года. Содержащиеся в нем небезынтересные подробности о выполнении кораблем этого боевого задания, дополняют, в определенной степени, работу П. В. Гельмерсена «Заградительные операции Балтийского флота у германского побережья в 1914–1915 годах», которая публиковалась в прошлых выпусках нашего сборника.
Автор рапорта Александр Антонович Ружек родился в Кронштадте в чешской семье руководителя военного оркестра 4/17 мая 1877 года. В 1897 году окончил Морской корпус, а затем Офицерский минный класс. Минный офицер 1 разряда (1903 г.).
В 1908–1912 годах командовал миноносцем «Выносливый», затем старший офицер учебного судна «Николаев» (в 1912–1913 гг.), а 4 ноября 1913 был назначен командиром минного заградителя «Амур». 10 апреля 1916 года ему за отличие присваивается чин капитана 1 ранга, а 23 ноября 1917 года — контр-адмирала.
В декабре 1917 года Александр Антонович избирается в состав Центробалта и состоит в нем до его роспуска 4 марта 1918 года. В этот период (с 23 декабря 1917 по 14 марта 1918 г.) он недолго командует Балтийским флотом и одновременно является начальником его штаба. После увольнения от этих должностей он 23 марта зачисляется в Наркомат иностранных дел, а 9 апреля благодаря знанию финского и немецкого языков, а также располагая связями среди местных деятелей, назначается генеральным консулом в Гельсингфорсе, где у него была своя квартира.
Находясь на новой должности, А. А. Ружек обеспечивал вывод из финских портов еще остававшихся там российских кораблей. Спустя год он уже председатель Комиссии Нижегородского военного порта, в сферу деятельности которой входит и обеспечение деятельности Волжской, а затем Волжско-Каспийской флотилии.
12 февраля 1920 года Александр Антонович назначается старшим морским начальником Обь-Иртышского района, в апреле становится руководителем Сибирской хлебной экспедиции, а спустя менее двух месяцев (с 1 июня) — начальником экспедиции Северного морского пути. Через десять с небольшим месяцев (10 апреля 1921 г.) его переводят на должность старшего морского начальника Западного района Черного моря. Через год в течение двух месяцев он является помощником начальника Батумского военно-морского училища, затем командует посыльным судном «Летчик», а с августа 1922 года — минным заградителем «Дунай».
С осени 1922 года А. А. Ружек — инспектор морских частей погранвойск ГПУ Украины и Крыма, с 23 апреля 1924 года в течение восьми месяцев он командует крейсером «Коминтерн», затем до выхода в отставку — начальник дивизиона канонерских лодок Морских сил Черного моря.
С февраля 1926 по 1 сентября 1927 года служил старшим инспектором наркомата Рабоче-Крестьянской инспекции СССР. Скончался в Томске 22 апреля 1930 года.
Рапорт командира минного заградителя «Амур» капитана 2 ранга А. А. Ружека начальнику штаба командующего Флотом Балтийского моря контр-адмиралу Л.Б. Керберу о постановке минного заграждения у берегов Германии 6 ноября 1914 года
Гельсингфорс 8 ноября 1914 года
№ 1654
Согласно предписания Вашего Превосходительства от 4-го с/ноября за 29/к. о., в котором мне было приказано поставить минное заграждение в две банки по курсу 345° первую от φ=55°43’ и l=16°24’, а вторую от φ=55°08’ и l=16°13’ Оst, после чего идти к месту рандеву в квадрат 633н, где быть в 8 ч утра 6-го ноября, я, определившись по м[ая]ку Segerstadt, в 7 ч 15 м вечера отделился от отряда и, дав полный ход, приступил к выполнению возложенного на меня поручения.
К вечеру 5-го ноября ветер стал усиливаться и к 10 ч превратился в шторм от Nда силою 6–7 баллов. Из-за сильной качки было очень трудно производить окончательную подготовку мин к постановке, пришлось уменьшить ход.
Подойдя к месту операции, т. е. к северному заграждению, выяснилась невозможность выполнить ее по первоначальному варианту.
Во-первых, опоздание в 3 /4 часа, увеличивавшееся с течением времени, во-вторых, расчет времени был сделан на постановку при 10-узловом ходу, тогда как по состоянию погоды это было совершенно невозможно, затем неприятельское радио-телеграфирование в непосредственной близости, а главное — присутствие в районе операции огней пароходов, от которых приходилось все время уклоняться, чтобы не обнаружить своего присутствия, — все эти соображения принудили меня изменить первоначальный план и ограничиться постановкой двух банок на путях, лежащих к северу от банки Штольца.
Действительность с полной очевидностью доказала справедливость этих соображений. Так [как] открывать лац-порта и поставить рельсы при попутной волне не представлялось возможным, пришлось спуститься к югу и, отойдя, повернуть на обратный курс против волны, и только тогда, уменьшив ход до 6 узлов, явилась возможность открыть лац-порта и с большим трудом поставить рельсы, так как из-за большой килевой качки в лац-порта постоянно вливалась вода и мешала укреплению выдвижных рельс.
Работавшие у лац-портов люди были привязаны на концах.
В 2 ч 43 м начали постановку мин, которая также затруднялась водою, вкатывавшейся в лац-порта и заливавшей почти на фут жилую палубу. Люди работали почти по колено в воде, переливавшейся с борта на борт.
Приходилось также выжидать благоприятных моментов для сбрасывания мин во избежание погнутия колпаков и неизбежных при этом взрывов.
Банки были поставлены:
1) От φ=54°59’ N и l=16°17’ Оst по румбу 345° длиною 4 мили тремя группами по 40 мин с уступами вправо. Ход 6 узлов. Мины сбрасывались через 10sec в расстоянии 100’ (100 фут или 30,48 м. — Ред.) мина от мины. Расстояние между группами 0,5 мили.
2) От φ=55°8’ и l=16°17’ тоже длиною 4 мили по румбу N в одну линию на том же ходу. Мины ставились через 20sec в расстоянии 200’ (200 фут или 60,96 м. — Ред.) друг от друга; причем 20 мин в середине этого заграждения были поставлены опять через 10sec в 100’ одна от другой.
В 4 ч 16 м благополучно закончили постановку всех 240 мин. Ни одна мина не взорвалась. Это была наша первая ночная постановка, т. к. в этом году ночных практических постановок мин не было.
Мины ставились с одного борта на 16’ (16 фут или 4,88 м. — Ред.) глубины, с другого — на 10’. Все мины были поставлены с защелками, делающими их опасными при всплытии на поверхность...
© А. А. Ружек
Продолжение статьи в журнале "Гангут" №96/2016
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut