Появление первых самолетов обозначило новую историческую эпоху для истории человечества, в том числе и для военной истории. Уже в годы Первой мировой войны самолеты активно участвовали на всех театрах военных действий, выполняя различные боевые задачи. На флоте самолеты использовались ограниченно, и в основном как разведчики. Однако в 1920-е годы ситуация кардинально изменилась: такие характеристики самолетов, как скорость, маневренность и дальность полета были значительно улучшены, и это позволило использовать их для других целей – уходила в прошлое эпоха дредноутов, уступая место авианосцам.
Впрочем, еще до того, как братья Райт подняли в воздух свой первый планер (это произошло в 1900 году), немецкий физик Генрих Герц и русский изобретатель А.С. Попов совершили два важных открытия, сделавших возможным развитие принципиально новой технологии, основанной на явлении радиоволн. А вскоре, 30 апреля 1904 года X. Хюльсмейер изобрел первый радиолокатор, патент на который был выдан в 1905 году. Правда, это изобретение вызвало мало интереса.
В этой области было еще довольно много открытий и сделано изобретений, мы остановимся лишь на тех, которые близки к нашей теме.
Возможно, кто-то из читателей знает, что эффект отражения радиоволн от объектов был обнаружен еще во время работ по радиосвязи А.С.Поповым. В 1897 году во время опытов по радиосвязи на флоте он обнаружил явление отражения радиоволн от корабля. Было отмечено, что если во время сеансов связи между двумя крейсерами «Европа» и «Африка» проходил другой корабль, то связь прерывалась до тех пор, пока не исчезало данное препятствие на пути распространения радиоволн. Однако, как мы видим, первый патент на радиолокатор получил немецкий ученый (как видим Д.И.Менделеев со своим порохом был не одинок, (( ).
Военные вернулись к этой технологии позже, уже в «межвоенное время». Благодаря развитию радиолокационной технологии, позволившей обнаруживать как надводные, так и воздушные цели, в военных кругах, наконец, оценили возможности изобретения, и в 1930-х годах англичане одними из первых начали установку радаров на своих кораблях.
В это же время американский флот только начал проявлять свою заинтересованность в РЛС. К 1937 году научно-исследовательская работа была завершена, и на USS Leary (эскадренный миноносец типа «Викс») был установлен первый опытный образец. Первая же серийная модель, получившая название CXAM, была запущена в производство лишь в мае 1940 года. Оборудовать этими радарами большинство кораблей, впрочем, не удалось ввиду ограниченного их выпуска, а также относительно большой массы, не дававшей установить их на корабли меньше тяжелых КР. Кстати, по некоторым данным, в 1940 году первый образец радара получил наш «старый» знакомый – тяжелый крейсер «Пенсакола».
Необходимо отметить, что применение радаров для обнаружения целей не ограничивалось – они могли быть использованы и для наведения систем вооружений корабля. По этой причине разработка радаров в Соединенных Штатах велась по двум направлениям: радары серии «S» предназначались для обнаружения целей, серии «F» – для управления огнем. Несмотря на их параллельное развитие и обоюдное влияние на развитие боевых кораблей, в настоящей статье мы рассмотрим лишь поисковые радары в сравнении с флотскими корректировщиками.
Несмотря на все усилия, ВМС США не удалось к началу Второй мировой войны на Тихом океане достигнуть совершенства своих РЛС до такой степени, чтобы повсеместно и успешно использовать их на всех типах кораблей – да и первыми их получили ЛК а не крейсера. Соответственно, основная задача по обнаружению целей в начале войны была возложена, как и ранее, на уже хорошо зарекомендовавшие себя самолеты-корректировщики, которые со времен Первой мировой войны также были существенно усовершенствованы.
К примеру, на тяжелых крейсерах типа «Новый Орлеан» по штату базировались четыре самолета, но было и исключение – по имеющимся данным, авиационное вооружение крейсера «Сан-Франциско» (CA-38) состояло не из четырех, а из пяти самолетов-разведчиков.
В целом, в 1941 году состав авиагрупп КР этого типа выглядел следующим образом: крейсер «Новый Орлеан» (CA-32): SOC-1 (2 шт.) и SOC-2 (2 шт.); крейсер «Астория» (CA-34): SOC-1 (4 шт.); крейсер «Миннеаполис» (CA-36): SOC-1 (4 шт.); крейсер «Сан-Франциско» (CA-38): SOC-1 (2 шт.), SOC-2 (3 шт.).
Остальные корабли серии («Тускалуза», «Квинси», «Винсеннес») также располагали этой моделью разведчиков, однако их распределение по модификациям неизвестно. Есть также данные, позволяющие утверждать, что на КР типа «Новый Орлеан» использовались также Vought O2U-3 и O3U-3 «Corsair». Более ранние модификации SOC «Seagull» заменялись на SOC-3 в течение войны. Но было ли использование этих самолетов как основных средств разведки эффективным? Постараемся в этом разобраться.
Curtiss SOC«Seagull» оказался единственным и последним бипланом, который эксплуатировался ВМС США во время Второй мировой войны. Его прототип – XO3C-1 совершил свой первый полет в марте 1934 года и представлял собой самолет-амфибию, оборудованный колесно-поплавковым шасси. Компания Curtiss заключила контракт с ВМС США, по которому в 1935 году флоту были поставлены первые 135 машин модификации SOC-1.
12 ноября 1935 года к составу авиагруппы легкого крейсера USS Marblehead (CL-12) был приписан первый SOC «Seagull», заменивший устаревший Berliner-Joyce OJ-2. За последующие три года (1936 – 1938) были разработаны две модификации: SOC-2, которая по сравнению с моделью SOC-1 отличалась наличием аэрофинишера, колесным шасси и другим двигателем, и SOC-3, имевшая тормозной крюк и взаимозаменяемые колесные шасси и поплавок. Впрочем, любая модель довольно быстро могла быть переделана в другую. Для запуска самолетов использовались катапульты, а для подъема обратно на корабль – специальные краны.
К началу Второй мировой войны эти самолеты, прозванные на флоте «чайками», уже устарели. Однако это не помешало им эффективно выполнять возложенные на них боевые задачи – разведку и наблюдение вплоть до 1945 года. Во многом это объясняется тем, что самолеты обладали всеми необходимыми для этого средствами. Дальность полета составляла примерно 1 400 км – этого было достаточно, чтобы вести разведку. Экипаж состоял из двух человек: одного, непосредственно пилотирующего машину, и второго, выполнявшего функции корректировщика, передающего необходимые сведения своему кораблю по радиосвязи. Были и недостатки – самолет-разведчик мог быть сам обнаружен и сбит либо ПВО корабля противника, либо вражескими истребителями. Противостоять последним представлялось практически невозможным из-за слабого вооружения и недостаточной для ухода от истребителей скорости.
Радары этими минусами не обладали – они устанавливались на самом корабле, а значит, их нельзя было уничтожить, кроме как вступить с этим кораблем в артиллерийскую дуэль или совершить атаку с воздуха. Мы уже отметили, что первые серийные радары обладали чрезмерной массой, которая мешала их повсеместному использованию. Именно этот недостаток стремились устранить инженеры в первые годы войны. Был и еще один недостаток – для того, чтобы радар стал действительно полезным на флоте, требовалось серьезно увеличить мощность его излучения. Впрочем, эта проблема частично разрешилась с изобретением в 1938 году кольцевого осциллятора.
К концу 1941 года была разработана новая версия поискового радара, получившая название SC. Радар SC представлял собой улучшенный вариант радара CXAM. Его "РЛ волны" могли распространяться на гораздо большее расстояние: дальность обнаружения бомбардировщика, летящего на высоте не более 1000 м, составляла 30 морских миль, истребителя – 25. ЛК можно было обнаружить с расстояния 10 миль, ЭМ – с 3 миль. С установкой предварительного усилителя (начиная с модификации SC-1) эти параметры значительно улучшились: теперь тот же бомбардировщик мог быть обнаружен уже на расстоянии 75 миль. Для обеспечения работы радара требовался всего один оператор. Радар SC стал первым массовым флотским радаром, который устанавливался и на ЛК, и на КР, и на ЭМ.
В середине 1942 года во время одной из модификаций крейсера типа «Новый Орлеан» получили радары SC-1 (некоторые корабли этого типа уже были оборудованы радарами SC до этого). Правда, их установка обошлась в ущерб самолетам-разведчикам. Чтобы радар работал, ему требуется дополнительная электроэнергия, а для этого на корабль необходимо установить специальное оборудование, как правило, имеющее большую массу. Однако водоизмещение корабля ограничено, и установка любого тяжелого оборудования влияет на водоизмещение, которое желательно иметь на том же уровне, не превышая допустимые нормы. Соответственно, требуется удалить другое оборудование – на КР типа «Новый Орлеан», например, для экономии массы постепенно были демонтированы правые краны и левые катапульты (выходит, для развития радиолокации с корабля убирали средства для гидроавиации). Это позволило установить по 2 электрогенератора мощностью 600 кВт каждый для обеспечения дополнительного РЭ оборудования.
Основные характеристики поисковых радаров серии SC
Назначение: обнаружение самолетов и надводных целей; Минимальная зона действия: 0,6 мили; Время обзора зоны: 5 мс; Дальность обнаружения: ЛК- 20 миль, истребителя- 40 миль на высоте 60 м, бомбардировщика- 80 миль на высоте 60 м; Коэффициент усиления: 40; Мощность импульса: 20 кВт; Точность измерения координат: 100-200 ярдов / 90-180 м; Интервал частот: 195-205 и 215-225 мГц/с; Диаграмма направленности: 20° х 50° ; Масса: 816,4 кг; Первичная мощность: 1 500-2 500 Вт при напряжении 115 В; Количество операторов: 1 ; Количество постов: 3; На вооружении: 1941-1963 гг.
Чуть позже, в дополнение к радарам SC КР получили радиовысотомер SP, позволявший более точно обнаруживать воздушные цели. При использовании РЛ систем возникала и еще одна существенная проблема – идентификация целей, находящихся за пределами визуального обнаружения, и ответом на это стала разработка системы «свой-чужой».
Радары быстро доказали свою эффективность, во многом благодаря огромному техническому прорыву, осуществленному за годы войны. На основе рапортов командира КР «Сан-Франциско» мы можем примерно восстановить картину того, как и в каких ситуациях применялись поисковые радары.
Так, например, известно, что во время операции в ночь с 11 на 12 октября 1942 года (бой у мыса Эсперанс) поисковый радар SC на корабле не использовался по приказу командира соединения, потому что по донесениям разведки японцы обладали приемниками РЛС, покрывавшими диапазон частот SC-радара – по его РЛ пеленгу японцы могли засечь приближавшиеся корабли соединения и принять меры. Следовательно, эффекта внезапности уже не было бы. Вместо них использовались четыре радара FC, установленных на других кораблях соединения, усиленных радарами SG (о которых речь пойдет позже) КР «Хелена» и «Бойс». Однако оператор поискового радара находился на своем посту и в любой момент был готов задействовать радар SC. Сделать это все же пришлось, когда корабли соединения открыли огонь.
Несмотря на положительную оценку его работы, командир «Сан-Франциско» отмечал, что при установке радара SC-1 и более поздних модификаций работа радарных станций могла бы быть более эффективной. Наиболее оптимальной признавалась установка радара SG, индикаторы РЛС которого располагались на капитанском мостике и флагманском посту боевой прокладки. Появившийся у адмирала и командиров вопрос о том, где находятся ЭМ соединения, отпал бы, посмотри они на экраны РЛС, которыми они не располагали. Несколько позже, комментируя этот же рейд, адмирал У.Хэлси отметил, что установленные на «Сан-Франциско» радары с хорошей стороны повлияли на боеспособность корабля, и порекомендовал установить их на прочие корабли ВМС США.
В конце 1943 года просьба командира «Сан-Франциско» была выполнена – каждый тяжелый КР типа «Новый Орлеан» получил по две станции SG. Это была очередная модернизация радара SC, впрочем, обладавшая некоторыми новшествами. Во-первых, SG стал первой РЛС СВЧ-диапазона, во-вторых, первой РЛС, имевшей индикатор кругового обзора (ИКО), что приближает его к современным радарам. К тому же по сравнению со своими предшественниками он имел гораздо меньшие размеры, что позволило в дальнейшем установить его на большинство кораблей ВМС США.
Основные характеристики радара SG
Назначение: обнаружение самолетов и надводных целей; Минимальная зона действия: 450 ярдов (410 м); Скорость сканирования антенны: 4, 8 или 12 вращений в минуту; Дальность обнаружения: ЛК- 22 мили, ЭМ- 15 миль, бомбардировщика - 15 миль на высоте 150 м; Коэффициент усиления: 550; Мощность импульса: 50 кВт; Длительность импульса: 2 мс; Длина волны: 10 см; Точность измерения координат: 200 ярдов / 180 м; Частота следования импульсов: 775, 800 или 825 Гц; Диаграмма направленности: 5,6° х 15°; Масса: 1 360 кг; Количество операторов: 1; Количество постов: 3; На вооружении: 1941-1963 гг.
С другой стороны, нельзя не отметить и слабые стороны использования флотом РЛС в это время. В бою у острова Саво, как известно, участвовало три тяжелых КР типа «Новый Орлеан» (в северной группе), каждый из которых был оборудован радаром. Но по какой-то причине японцы не были обнаружены. Чем это может быть объяснено? Говорить о несовершенстве РЛС не приходится, потому что они успешно применялись в сражениях до этого, значит, остается два логичных объяснения: либо операторы радаров были неквалифицированными, либо радары были попросту выключены, и на кораблях не неслась радиолокационная вахта.
В любом случае, к 1945 году в ВМС США наметилась следующая тенденция – разведывательные авиагруппы ЛК и КР были полностью убраны, их место заняла электроника: РЛС управления огнем артиллерии (от ГК до 40-мм зенитных автоматов), запросчики и ответчики системы «свой-чужой», системы радиотехнической разведки, аппаратура РЭБ, приводные радиомаяки для «дружественной» авиации.
В итоге использование радаров на боевых кораблях практически изменило тактику и основы маневрирования в бою, заставив искать новые формы противодействия и защиты.
Источники:
N.Friedman U.S. Cruisers: An Illustrated Design History. Annapolis: Naval Institute Press, 1984. - p.496; N.Friedman. Naval Radar, Conway Maritime Press, 1981.- p.240; Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян //Морская коллекция, № 1(58) – 2004. – 32 с.; Иванов, С.В. Тяжелые крейсера США/ С.В.Иванов // Война на море, № 17, часть 1.-2004.- 52 с.; Иванов, С.В. Тяжелые крейсера США/С.В.Иванов // Война на море, № 18, часть 2.-2005.- 52 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 640 с.; Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С. Все крейсера Второй мировой войны, Эксмо, 2012.; Патянин С.В. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники / С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 352 с.; Патянин, С. В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/ С.В.Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров.- М.: Яуза, Эксмо, 2014. – 536 с.