Согласно исследованиям ученых, плести корзины и циновки, человек начал еще 5000 лет назад, в неолите. Гончарное мастерство было освоено им позже, как и другие ремесленные технологии. В экспозиции выставки «Нить. Символ. Человек» представлены виды древнего плетения, до сих пор присутствующие в регионе. Это циновки из камыша, короба из корня кедра - корневатики.
Стремясь сделать свое жилище уютным, теплым, чистым, люди обустраивали его, используя подручные, встречающиеся в изобилии материалы.
Так из гибких ветвей ивы плели дом и хозяйственные постройки, изгороди, а еще – мебель, кузова саней и повозок, и, конечно, корзины, имеющие самое разнообразное назначение.
Из травы, камыша, рогоза обские угры (ханты и манси) плели циновки: в зимниках* их клали на нары** и занавешивали ими стены, а в жару – закрывали окна и стены летних шалашей. Плетение циновок, как и ткачество, было исключительно женским занятием.
На территории Сургутского района восточные ханты сперва стелили на земляной пол сплетенную из ивовых прутьев циновку, на нее – циновку из камыша, а уже сверху оленьи шкуры***. Иногда циновками прикрывали различные припасы, они использовались вместо ковра и скатерти.
Изготовление циновок и предметов быта из корней кедра сохранилось в Западной Сибири у коренных народов до настоящего времени.
Траву для плетения циновок обские угры заготавливали примерно в июле, а камыш и рогоз – ранней осенью. Растительный материал выбирали самый длинный – полтора – два метра высотой, хорошо просушивали и хранили в прохладном сухом темном месте. Перед началом работы материал замачивают в прохладной воде 30-40 минут, чтобы он стал мягким и эластичным.
Известны различные формы циновок (прямоугольные, круглые, квадратные), плетеные на станке и ручным способом, с орнаментом и без.
У каждой локальной группы обских угров способы плетения циновок отличались. Можно предположить, что это связанно с природными условиями и разнообразием растительных материалов, произрастающих на той или иной территории проживания этих народов.
Исследователи традиционной культуры Западной Сибири выделяют три варианта плетения циновок: циновка пучковая из травы вейник, ситник****; циновка сшивная из плетеных полос травы, камыша, ситника, рогоза; циновка плетеная из камыша на станке.
Циновка «пучковая» представляла собой большой прямоугольник, ширина которого доходила до двух метров, а длина более полутора метров. Тонкие пучки травы связывались между собой веревкой из ивового лыка. Такие циновки чаще всего плели на северной территории Березовского района. Коренные жители р. Аган хантов восточной группы использовали в быту циновки из пырея и тростника.
Траву для них резали на протяжении всего летнего периода по мере необходимости, изделия из такого растительного материала были недолговечны и быстро изнашивались. Такие циновки использовались оленеводами, охотниками, рыбаками многих народов.
Другой вид – циновка сшивная, их исторически изготавливали ханты восточной группы и на территории Березовского района. Из травы плели полосы шириной от 4 до 6 см. Для широких полос применялось нечетное количество пучков травы, чем больше в плетении использовалось пучков, тем шире была плетеная полоса.
Затем полосы сшивали между собой сухожильными, а позже капроновыми нитями в виде прямоугольника. Ширина таких циновок была более двух метров, а длина достигала одного метра.
Иногда циновки обшивали кожей налима или выкрашенной в красный цвет тканью.
Плели обские угры циновки с орнаментом, который представлял собой сетку из простых геометрических фигур – квадратов, ромбов. Узор получали путем вплетения травы, окрашенной багульником, тальником или лыком. Такие циновки в настоящее время редкость.
Третий вид циновок плели из камыша***** горизонтальным способом на станке. Такие циновки чаще всего можно встретить у восточной группы хантов.
Станок для изготовления циновок представлял собой две жерди, вкопанные в землю, на которых лежал ствол дерева диаметром около 8-10 см. Длина ствола выбиралась в зависимости от желаемой ширины циновки – от полутора до двух метров. На стволе делали надрезы 5-7 см. в ширину.
В каждую прорезь навешивались веревки, попарно намотанные на березовые чурбачки, которые выполняли функцию грузиков.
На ствол укладывали камыш и переплетали веревками, меняя их местами.
Плетение циновки на станке могло быть разным: либо косички, сплетенные из трех пучков камыша, либо перекрученные стебли камыша, либо ровные.
В циновке могли чередоваться ровные полосы камыша с широкими или тонкими косичками. Края циновки также обшивали полосками ткани, чтобы циновка была прочной и не рассыпалась.
По одной из версий, из этого вида плетения, могло произойти плетение кружев на коклюшках.
Специфическим видом плетеной продукции обских угров являлись изгородки-плетни и выполненные сходным образом орудия запорного рыболовства (ловушки-морды). Коренное население сохраняющее традиционный уклад жизни, до сих пор изготавливают запоры в виде заграждения с ловушками из различного материала.
Для изготовления планок решетки используют кедровый корень (реки****** Васюган, Аган, Юган), черемуховую саргу (реки Аган, Юган), тальник (рр. Сосьва, Нижняя Обь, Вах, Верхняя Сосьва), лыко (река Конда). Для ловушек корзиничного типа (верши) – морды (хант. pun, pon;манс. камка) и рукава (хант. poc, pac, манс. pos, puos) планки готовят из лиственницы.
Народы Западной Сибири - русские переселенцы, коми, также широко применяли в хозяйстве плетеные изделия: большие корзины, блюда для рыбы, корзины меньших размеров для других нужд. Плели корзины из прутьев тальника таежного и лугового.
В экспозиции представлен еще один вид традиционного плетения, широко бытовавшего у обских угров – корневатик (мансийское тар караник, хантийское — кераник, лар йиныл, тары йиныл, кыр йиныл, тар йиник, ёкмын).
Изготовляемые обычно из кедрового корня и черемухового прута короба использовали для хранения различных мелких предметов обихода – боеприпасов, наконечников стрел, кусков рога, бляшек, инструментов, а также еды.
Большие корневатики использовали как сундуки для выделанных шкур, камуса*******, посуды. Для хранения ритуальных предметов также служили корневатики.
Благодаря гигроскопичности материала, плотному плетению и хорошо подогнанной крышке, корневатики защищали содержимое от порчи и отсыревания. Их брали с собой в дорогу.
Процесс выработки таких изделий очень трудоемкий. Для плетения нужна сарга — «тонкая дранка, прутья, вичьё********, коренья для вязки и плетенья». Чтобы ее получить, надо заготовить эластичные и прочные корни молодых кедров, длина которых могла достигать 20 метров.
Корни берут растущие выше основного корневища, диаметром 0,5—1,0 см, извлекая их из земли с помощью тупого топора (таким образом кедр не повреждается).
Затем, корни раскалывают на четыре части и от наружной части древесины отделяют несколько тонких слоев.
Полученные ленты очищают от защепин и, при необходимости, делят на еще более узкие. Сарга, свёрнутая в кружки, высушивается и хранится до момента надобности. Вымоченный в воде материал имеет те же свойства, что и свежий.
Также, из кедровой сарги раньше, делали самые прочные веревки.
Чтобы сплести изделие, черемуховый прут, уложенный спиральными витками, оплетают лентами из кедрового корня: в щель, сделанную шилом на оплетке предыдущего витка продергивается кедровая лента. После этого плетение туго затягивается, чтобы сосуд не расходился после высыхания.
Традиционные формы корневатиков: круглая, овальная и прямоугольная, что определяется основой из прута. Отдельно плетется крышка, чаще всего выпуклая, верхушка которой представляет собой прямоугольник, а бока имеют вид трапеций.
Крышка привязывается к основной части сыромятными ремешками. Из последних делается и ручка для переноски.
Как видно из описания, процесс очень трудоемкий, требует физических усилий, поэтому традиционно это плетение считалось мужской работой.
В 2010 году корневатик номинировался на звание одного из чудес финно-угорского мира, а технология плетения циновок включена в Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Югры.
Авторы: Ольга Бубновене - заслуженный деятель культуры Югры, искусствовед (г. Ханты-Мансийск)
Алла Харитонова - культуролог (г. Москва)
Ксения Илауски - искусствовед (г. Ханты-Мансийск)
Лариса Шестакова - художник (г. Урай)
Юлия Стремилова - художник (г. Ханты-Мансийск)
Материал подготовлен по результатам исследований бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел».
ПРИМЕЧАНИЯ:
* Зимник: зимнее жилище, прямоугольные или пирамидальные срубленные дома из сосны, часто с земляной крышей, построенные в лесу.
**Нары – дощатый настил на некотором возвышении от пола, идущий в зимниках вдоль стен, место для сна, сидения, еды.
*** В каждой локальной группе обских угров, свое слово обозначающее циновку – нории, нарва, нарвапам, йеган, йакан, йемепки, сапта. Восточные ханты, живущие на территории Сургутского района называют циновку тахар, это слово общее с татарским названием ковра и монгольским словом таар, обозначающим грубый ковер. По мнению исследователей, обские угры научились плести циновки у татар. Во всяком случае, не исключено заимствование ими циновок от Тобольских татар, а в дотатарское время, возможно, и от других тюркоязычных народов, с которыми соседствовали угорские племена.
****Вейник (лат.Calamagrostis) — многолетнее травянистое растение, семейства Злаки, растет в обоих полушарий, насчитывается около пятьдесят видов вейника в России и на сопредельных территориях. Ситник (лат.Júncus, от связывать, соединять или сплетать) — крупный род цветковых растений семейства Ситниковые (Juncaceae). Упоминается у Вергилия и других древнеримских авторов, служил для плетения циновок, корзин и других изделий. Растет преимущественно в Северном полушарии, в сырых местах: от тундры до тропиков. Многие виды ситника выращиваются в качестве декоративных растений. Ситник развесистый, японцы из-за его прочной на износ соломы, используют для плетения внешней оболочки татами.
*****Камыш (лат. Scírpus) — род многолетних и однолетних прибрежно-водных растений семейства Осоковые. Может вырасти до 4-5 метров в высоту. Часто камышом ошибочно называют рогоз и осоку, хотя эти растения принадлежат другим семействам. Распространён по всему земному шару. Камыш используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, циновок, ковриков, а также для декоративной отделки плетёных изделий из лозы. Чтобы получить зелёный цвет, камыш срезают в июле, красивый жёлтый — в конце августа — начале сентября.
****** Территориальные объединения обских угров называются по рекам, рядом с которыми проходит их жизнь. Поэтому, например, есть казымские, салымские, васюганские ханты и т.д.
*******Камус — шкура с голени животных (северного оленя, лося, косули или нерпы), используется для изготовления зимней обуви (кисы, унты) и специальной противоскользящей подкладки на нижнюю поверхность охотничьих лыж.
******** «От вица ж. (вить) сев. вост. хворостинка, прут, розга, хлыст, длинная ветка, лоза. Мягкие древесные корни, искрученная, иногда свитая в два и три прута хворостина, для связки, скрутки, скрепы чего-то, для вязки плотов, вят. произн, вича, собират. вичьё» - см. Толковый словарь В.Даля.