Представители Центрального Банка рассказали о том, что в преддверии новогодних праздников заметно учащаются случаи телефонного мошенничества с целью кражи денег у доверчивых граждан. Поэтому они посчитали нужным в очередной раз напомнить, как правильно поступать в случае поступления подозрительного звонка. Определить действия злоумышленников можно по нескольким признакам.
Признаки мошеннического звонка по версии Центробанка
Регулятор выделил пять основных признаков того, что действуют мошенники:
- Неожиданный звонок, письмо на электронную почту, ссылка в месенджере или смс-сообщении от незнакомого человека, представившегося сотрудником магазина, полиции, банка, бюро кредитных историй и т. д.
- В сообщении или во время звонка идет разговор о выгодном для гражданина уникальном предложении: возможности инвестировать под выгодных процент, получить денежный или другой приз и так далее. Второй вариант – запугивания потерей денег из-за действий мошенников, которые пытаются оформить кредит на имя банковского клиента.
- Во время разговора собеседник любыми способами пытается убедить оплатить налог или аванс для получения приза, перевести деньги на «безопасный счет» и т.д.
- Мошенники пытаются узнать реквизиты карты (номер, срок действия, CVV-код), код из смс или другие персональные данные.
- Во время разговора применяется моральное давление. Гражданину не дается время для раздумий, решение о переводе денег или предоставлении данных платежной карточки нужно принять как можно быстрее.
В Центральном Банке напоминают, что банковские сотрудники никогда не спрашивают у человека данные карты, не просят переводить деньги или называть коды для подтверждения транзакций. Они действительно могут позвонить клиенту при возникновении подозрений о проведении несанкционированной операции, но в таком случае рекомендуется самостоятельно перезвонить в финансовое учреждение по номеру, указанному на официальном сайте.
Немного статистики
Такой метод взаимодействия мошенников с жертвой получил название социальная инженерия и на нее приходится 83,8% от общего числа атак с целью выманивания денег. В ее основе лежит психологическое воздействие и запугивания.
В течение первых 6 месяцев 2020 года злоумышленники смогли совершить более 360 тысяч несанкционированных операций, в результате которых доверчивые граждане потеряли около 4 миллиардов рублей. Вернуть свои сбережения смогли далеко не все. Финансовые учреждения вернули клиентам порядка 485 миллионов рублей, что составляет всего 12,1% от общей суммы.
Центральным Банком России с января по июнь было заблокировано более 9700 мошеннических номеров. Это практически в четыре раза больше в сравнении с тем же периодом 2019 года. Около 80% звонков поступало с подменных банковских номеров.
Представители Сбербанка предоставили свою статистику. По их словам, с начала года число звонков от злоумышленников превысило 15 миллионов. За этот период поступило 3,4 миллиона жалоб от клиентов. Показатель в 2 раза выше в сравнении с 2019 годом и более чем в 30 раз – в сравнении с 2017 годом. В сутки фиксируется порядка 100 тысяч мошеннических звонков россиянам.
Читайте также "Как защитить свои деньги во время пандемии"