1,1K подписчиков

К чему может привести шум или люфт помпы на ваз!

403 прочитали

Что такое помпа?

Во время работы двигатель автомобиля производит много тепла. Чтобы ДВС работал в определенном диапазоне температур (т.н. «зеленой зоне»), в его конструкции предусмотрена система охлаждения. Основным ее элементом является водяной насос (она же помпа). Помпа в автомобиле нужна для принудительной циркуляции антифриза в системе. Так, горячая жидкость из «рубашки» двигателя замещается холодной из радиатора. Помпа должна быть всегда в исправном состоянии. Если устройство приходит в негодность, двигатель начинает кипеть и вскоре выходит из строя. Что же, давайте подробнее узнаем, что такое помпа в автомобиле, как она устроена и каковы ее неисправности.

Во время работы двигатель автомобиля производит много тепла. Чтобы ДВС работал в определенном диапазоне температур (т.н. «зеленой зоне»), в его конструкции предусмотрена система охлаждения.

Конструкция и особенности

Помпа – одна из главных составляющих системы охлаждения ДВС. Она представляет собой насос центробежного типа, включающий рабочее колесо и вал со шкивом. Корпус механизма может быть чугунным или алюминиевым. Также в корпусе предусмотрены каналы для отвода антифриза к крыльчатке. Между блоком цилиндров ДВС и корпусом имеется прокладка, что исключает утечку охлаждающей жидкости.

Основной рабочий элемент помпы – крыльчатка. Она создает давление жидкости в системе. Крыльчатка устанавливается на приводной вал. С обратной стороны вала имеется приводной шкив.

Водяной насос устанавливается в передней части ДВС, зачастую около термостата. Помпа автомобильная имеет электрический или механический привод. Последний более распространен среди автопроизводителей. Такая помпа приводится в действие от шкива коленчатого вала ремнем. На машинах с цепным ГРМ это отдельный приводной ремень, а на ременных он может быть объединен с системой газораспределения. Принцип работы прост: шкив коленвала вращает ремень, а последний приводит в действие насос. Электрическая помпа имеет отдельный электродвигатель с системой управления (часто подобные насосы встречаются на немецких авто). Принцип ее работы заключается в следующем. Электронный датчик считывает температуру антифриза и дает сигнал на включение помпы только при +30°С и выше. Далее срабатывает кольцевая диафрагма, жидкость циркулирует по системе в полном объеме.

Признаки неисправности

Поскольку неисправная помпа может быстро перегреть двигатель автомобиля, водитель должен знать, при каких признаках стоит задумываться о ее ремонте:

  • Характерный вой, свист во время работы двигателя. Это говорит о проблемах с подшипником, либо с крыльчаткой. Последняя во время работы может касаться корпуса, отчего и слышен звук.
  • Люфт шкива насоса. Это можно обнаружить, взявшись за вал помпы пальцами. Если шкив имеет ход, механизм вскоре выйдет из строя.
  • Следы охлаждающей жидкости возле помпы. На крыльчатке или в месте соединения насоса с блоком можно увидеть течь антифриза. Это говорит о проблемах с прокладкой или сальником.
  • Наличие сладкого запаха под капотом или в салоне. Внутрь он может попасть через систему вентиляции. Данный запах также указывает на течь охлаждающей жидкости.
  • Несоосность натяжного ролика и приводной шестерни. Это можно увидеть, приложив линейку в одной плоскости с помпой и роликами. Если проблема появилась давно, это будет видно по затертым углам ремня. Ситуация опасна тем, что ремень может порваться в любой момент. Также увеличивается нагрузка на подшипники.
  • Увеличение рабочей температуры мотора. Водяная помпа не в состоянии нормально прокачивать антифриз, либо упал уровень охлаждающей жидкости ввиду изношенных прокладок.

Личный опыт

Завёл я тут с утра машину, на улице был достаточно приличный мороз - 25, мне нужно было съездить в районе 150км от дома, при запуске двигателя прослушивался моментами какой то шум, открыл капот послушал, но мне показалось что это был подшипник на генераторе. Ну ладно, приеду подумал и разберусь точней что это, в итоге мне удалось уехать около 30км от дома, ну тут хоть повезло в одном, у меня машина заглохла в районе посёлка, а не в лесу так как был мороз. Ну я открыл капот, подумал что лопнул ГРМ, отогнул пыльник ГРМ, ну вроде смотрю натянут, давай смотреть интернет, что ж могло случится ещё, ну все скоонялось к ГРМу, ну тут я открутил пыльник и смотрю ремень то вроде и натянут, но его растрепало на половину, давай смотреть что случилось, попробовал покрутить попу, а она даже не капли не шевелится, ну что ж, пришлось вызывать машину что бы приехали утащить меня в город, повезло что не подалеку было небольшое кафе и могу там погреться пока приехали за мной, но и дальше то не проще, нужно ж было сидеть за рулём, а что бы хоть как то видеть дорогу в это мороз ехать нужно было с открытым окнами, это самое проблемное.

Что ж в итоге было?

Ну вот мне притащили домой, я весь обмерз, давай снимать помпу, она даже не капли и не подтекала, ну сняв её я был в шоке, крыльчатка была загнута и обломались лепестки 5 штук и не одного из них я тут не нашёл, решил снять все патрубки и термостат, так мне и не удалось найти лепестков крыльчатки.

Во время работы двигатель автомобиля производит много тепла. Чтобы ДВС работал в определенном диапазоне температур (т.н. «зеленой зоне»), в его конструкции предусмотрена система охлаждения.-2

Итог: нужно было сразу разобраться от куда шум и не куда не ехать, обернулось не только заменой помпы, но и новым ремнем ГРМ и роликом. Ну и самое плохое что лепестки 5 штук остались в системе охлаждения и сам весь обмерз.