Найти в Дзене

Идем на таран! Подвиги советских летчиков в сражении над Марьевкой

Самолеты Бостон в годы Великой Отечественной войны
Самолеты Бостон в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны большой вклад в победу принесла наша авиация. Воздушные бои проходили в небе над Ольховатским районом. Одной из целей наших авиационных полков был немецкий аэродром у села Марьевка. Бомбардировка этого аэродрома и геройские подвиги советских летчиков навсегда вошли в историю нашего народа. Как это происходило 11 июля 1942 года, кто погиб, а кто выжил в этом сражении.

Марьевский аэродром

В архивных документах упоминается аэродром у Марьевки.

– Марьевский аэродром защищала зенитная артиллерия, подходы к аэродрому охраняли истребители Ме-109ф (мессершмит) и FW-190 («фокке-вульф»). Аэродром в Марьевке был перевалочной базой, на которую прибывали транспортные самолеты Ju-52 (юнкерсы). Они подвозили в Марьевку вооружение, боеприпасы и горючее наступающей армии.

Ежедневно летчики совершали по два, а то и по три боевых вылета. Советские экипажи 4 и 10 июля 1942 года совершили бомбардировку вражеского аэродрома, уничтожили 17 самолетов противника, но остановить деятельность аэродрома не смогли. Поэтому 11 июля советские летчики повторили налет. Первое звено бомбардировщиков 860-го бомбардировочного авиационного полка, вылетевшее на это задание, возглавлял командир первой авиационной эскадрильи, младший лейтенант Виктор Михеев. В его экипаже были: стрелок-бомбардир Степан Романчук и стрелок-радист Василий Быков.

В 1971 году при открытии памятника в урочище Кобизи со словами о событиях 29-летней давности выступил бывший начальник штаба дивизии, штурмовавшей немецкий аэродром в Марьевке Ф.А. Лукащук. Он рассказал, что: «комсомольскому звену Михеева было дано задание уничтожить технику и живую силу на Марьевском аэродроме. Задание комсомольцы выполнили, уничтожили свыше 30-ти самолетов. Из этого боя не вернулся экипаж Михеева. Командир и его экипаж геройски погибли в районе места, где установлен памятник...» (газета Дело Октября №56 вторник 11 мая 1971 года).

Митинг в Марьевке
Митинг в Марьевке

Точного места захоронения героя пока установить не удалось, но пролить свет на место захоронения летчика Виктора Михеева помог житель слободы Новохарьковка Иван Васильевич Теперик. В июле 1942 года он жил в Марьевке, ему тогда было чуть больше 10 лет.

- Мальчишки - народ любознательный, им всегда до всего есть дело, - рассказывал Иван Васильевич. – Со своими сверстниками видел, как летел к земле наш сбитый самолет. По следу черного дыма за самолетом поняли, что он упал в лесу Кобези. Без команды гурьбой побежали к месту трагедии.

Путь к месту падения самолета неблизкий, детям, чтобы его прийти, потребовался не один час.

Когда они увидели упавший самолет, то поняли, что опоздали. Несколько полицаев уже вытаскивали тело погибшего летчика из самолета и положили его рядом с молодыми побегами дикой груши. Не далеко от самолета.

- Самолет, при падении сильно не разбился, поэтому тело погибшего летчика осталось целым. Полицаи отогнали нас от самолета. Но мой дружок Иван умудрился и залез в кабину. Его увидели полицаи и бросились вытаскивать из кабины. В это время я подбежал к летчику и попытался из кармана комбинезона вытащить документы. Их не оказалось. В руки попались командирские часы. Я сумел их вытащить. Когда ко мне подбежали полицаи, я уже незаметно отдал трофей друзьям. Меня обыскали, но ничего не шли, для пользы дела дали мне прикладом по спине. Мы долго стояли недалеко от самолета. Больше не старались подходить.

Долго хранил командирские часы Иван Васильевич, как самую дорогую реликвию в память о погибшем летчике.

- Я планировал передать часы семье летчика Виктора Михеева, - но не смог найти после войны их адреса. В 1971 году, когда открывали памятник летчику, то у меня часов уже не было. Во время переезда, они потерялись.

Иван Васильевич оказался человеком разговорчивым и с хорошей памятью. Он вызвался показать нам место, где лежал подбитый самолет Михеева. Место падения, по его словам, находится в балке в 300 метрах от памятника.

- Прошло семьдесят лет с того июльского дня, но это место почти не изменилось. Правда, выросли деревья. Молодая груша, рядом с которой, по рассказу Ивана Васильевича, лежало тело погибшего летчика, давно выросла. Несколько лет назад она засохла, и сильный ветер во время урагана ее свалил.

- Полицаи не отличались трудолюбием, вряд ли они увезли труп в Ольховатку. Возможно, они могли похоронить на кладбище в хуторе Долгенький. Но, скорей всего они, его зарыли рядом с местом падения. Мне хотелось, чтобы место захоронения было найдено и люди в праздничные дни могли положить живые цветы на могилу.

С победных залпов в Великой Отечественной войне пролетело более 70 лет, но до сих пор не найдены на территории района все места захоронения погибших за Родину солдат Красной армии.

Офицеры ВВС возле памятника в урочище Кобези
Офицеры ВВС возле памятника в урочище Кобези

Три выживших бойца

С боевого задения не вернулись экипажи бомбардировщиков Захара Тютюникова и Михаила Тищенко. Но в том бою произошло и истинное чудо. И произошло оно с экипажем под командованием Николая Дивиченко.

Еще на подходе, бомбардировщику его экипажа повредили крыло. Самолет не изменил курса и продолжил путь к аэродрому. Экипаж сбросил бомбы на вражеские самолеты. Выйдя из под огня, несмотря на повреждения экипаж самолета решил совершить повторный заход и сбросить оставшиеся бомбы. Их оставалось всего две. Во время второго захода на цель самолет получил повреждения из-за которых уже не смог бы добраться на свой аэродром. В этот момент командир экипажа нажал на кнопку переговорного устройства и передал последний сигнал: – «Все! Прощайте! Тараним гадов!» и направил самолет в колонну автоцистерн с горючим.

Николай Иванович Дивиченко
Николай Иванович Дивиченко

Невероятно, но экипаж из четырех бойцов, совершивший подвиг, остался в живых.

– В сообщении от Советского информбюро 20 июля 1942 года говорилось о подвиге экипажа самолета под командованием Николая Дивиченко. Летчики, вернувшиеся с боевого задания, сказали, что после этих слов видели лишь клубы дыма и огонь вспыхнувших цистерн. Стрелок-бомбардир экипажа Дивиченко Владимир Журавлев после слов командира нажал на кнопку выброса бомб. Как выяснилось позднее, это и спасло жизнь экипажу.

Сброшеные бомбы взорвались под самолетом, как и цистерны с горючим. Взрывная волна оказалась такой силы, что самолет отбросило в сторону. Он пролетел по верхушкам деревьев и упал недалеко от оврага.

– Первым в упавшем и горевшем самолете очнулся Владимир Журавлев. Он помог выбраться из самолета командиру. Стрелок-радист Николай Мысиков вылез сам. Потом они втроем нашли и вытащили из кабины воздушного стрелка Николая Ежова.

Бойцы хотели похоронить товарища, когда услышали рядом звук подъезжающего мотоцикла. Они укрылись в овраге и видели как подъехал мотоцикл с немцами. Они стояли около самолета, совещались, а потом быстро уехали. Вскоре самолет взорвался.

– Три летчика добрались до слободы Копаная, и скрывались некоторое время у жителей хутора Новая Сотня. Потом в течение шести дней бойцы двигались к своим, обходя фашистские патрули.

Выживший Ежов

Лишь спустя 25 лет после этих событий, Владимир Журавлев узнал, что их друг и товарищ Николай Ежов тогда не погиб. Вытащив из самолета Николая, его боевые товарищи ушли, а он очнулся уже ближе к вечеру.

– У бойца была прострелена рука и пробита голова. С большим трудом Ежов дополз до какого-то населенного пункта. Есть основания полагать, что это был один из хуторов у северу от Марьевки. Там жители вправили ему вывихнутую ногу, накормили, перевязали. Но долго оставаться у жителей он не мог.

Пятнадцать дней боец пытался дойти к своим, но был схвачен фашистами и отправлен в германию, военнопленным. Прошел лагеря. Оказался в Румынии и с разгромом гитлеровской Германии вернулся на Родину.

– Долгое время Николай считал, что он единственный, выживший при этом таране. Он встретился с боевым товарищем Владимиром Журавлевым в Москве. Николай Ежов жил и работал в совхозе «Титовский» Пензенской области. Николай Дивиченко не дожил до Победы. Спустя пять месяцев после этого подвига в ходе удара по станции Тацинская 21 декабря 1942 года он был смертельно ранен, после того как его самолет побили огнем из зенитной артиллерии. Уже над линией фронта самолет начал падать. Из экипажа в том бою остался в живых один Владимир Журавлев, выпрыгнувший из самолета с парашютом. Так и осталась неясна судьба стрелка-радиста Николая Мысикова. После тарана его перевели в другую часть, и дальше о судьбе бойца ничего не известно.

Авиация в годы войны

Советские летчики, часто без прикрытия истребителей, останавливали фашистовбомбовыми ударами с воздуха. Краснозвездные «Бостоны (Б-3)» сбрасывали бомбы на танки, железнодорожные станции, переправы. Самолеты «Бостон-3» были оборудованы стрелковыми пулеметами, поэтому не обеспечивали надежной защиты от истребителей противника. В боевых операциях наши части несли большие потери. Например, 221-я дивизия за месяц боев потеряла 38 машин, 27 из них сбили вражеские истребители.

(по материалам книги В. Котельникова ««Бостоны» в Советском Союзе".

Пионеры возле памятника в Марьевке
Пионеры возле памятника в Марьевке