17 июля 1941 года руководителем немецкой администрации Белоруссии назначили Вильгельма Кубе. На его устранение нацелились 12 партизанских отрядов, которые совершают несколько неудачных покушений. И только трем хрупким девушкам-подпольщицам удастся осуществить акцию.
Минск оказался под вражеской пятой уже в первые дни войны.
23 июня 1941 года он подвергся бомбардировке, а 28 июня 1941 года Минск был оккупирован.
17 июля 1941 года генеральным комиссаром Белоруссии (со штаб-квартирой в Минске) был назначен Вильгельм Кубе.
В.Кубе вступил в нацистскую партию (НСДАП) в 1927 году. Он занимал различные должности в ее составе и пользовался славой "любимчика" самого Гитлера. И это было обоснованно, так как после того, как Кубе стал членом НСДАП, благодаря его деятельности на посту депутата рейхстага численность нацистов увеличилась с 60 человек до 80 тысяч членов партии. Одним словом, Кубе был хорошим администратором.
Но, с 1935 года его стал оттеснять Мартин Борман, который становился незаменимой фигурой для Гитлера. Обидевшись на это обстоятельство Кубе стал распространять слухи о том, что тёща Бормана является еврейкой по происхождению (это была ложь). Это кончилось плохо для Кубе, которого судили партийным судом и он в течение 5 лет не занимал каких-либо административных должностей.
Для Кубе назначение в Белоруссию стало возможностью проявить себя.
Его не пугало даже то, что в Белоруссии развернулось мощное партизанское движение.
В то же время, одной из тех, кто вступил в ряды белорусских партизан стала и Надежда Троян.
А Кубе после прихода к власти в Белоруссии развернул активную деятельность. Она состояла в том, чтобы уменьшить влияние командования вермахта и Главного управления имперской безопасности (РСХА), которые практически не подчинялись генерал-комиссару.
Кубе резко выступал против акций вермахта и безопасности, направленных против мирного населения, и даже против евреев, так как считал их необходимой трудовой силой. Также Кубе покровительствовал "белорусскому национализму" и стремился создать хоть какие-либо сносные условия существования для всего белорусского населения.
В таком ракурсе, деятельность Кубе была намного опаснее для советского руководства чем жестокости РСХА и вермахта, которые уменьшали авторитет немецкой власти и увеличивали число сторонников партизан.
Поэтому, именно хозяйственный и более миролюбивый (на фоне других его соратников) Кубе становится целью № 1 для партизанских отрядов и подпольщиков, действовавших вокруг Минска и в нем самом.
Кубе получил информацию об указанном от гестапо и усилил меры своей безопасности.
Покушения на него следовали одно за другим, но все окачивались безрезультатно.
По Кубе работал и сводный партизанский отряд имени Ф.Дзержинского под руководством майора госбезопасности И.Золотаря.
В один из отрядов "Буря" входила и Надежда Троян, которая с лета 1943 года обустроилась в Минске как резидент разведывательного отряда.
8 августа 1943 года, через бывшую уборщицу в резиденции Кубе Татьяну Калиту Троян знакомится с уборщицей личных апартаментов Кубе - Еленой Мазаник.
Троян каким-то способом удается уговорить Мазаник осуществить акцию в отношении генерального комиссара. Скорее всего, Мазаник понимала, что за то, что она работала на оккупантов ее при советской власти по головке не погладят.
Золотарь узнав, что исполнитель согласна предлагает план по закладке новой мины с отложенным взрывом (без слышимого часового механизма) прямо в постель Кубе.
И вот тут произошло самое интересное.
Пока Троян ждала мину из Москвы, в отношении Кубе была все-таки осуществлена акция. Он был взорван прямо в своей кровати.
Кто же осуществил диверсию?
А осуществила ее та же самая Мазаник. Но только мину ей доставила другая подпольщица, совсем не связанная с Золотарем - Мария Осипова.
Она действовала в составе разведывательно-диверсионного отряда "Дима", который подчинялся военной разведке, а не НКВД как Золотарь.
Оказывается, Мария Осипова сумела в сентябре 1943 года познакомиться с Мазаник и также завербовать ее, как и Троян. По сути, Мазаник стала двойным агентом военной разведки и разведки НКВД.
Как бы там не было, но именно Мария Осипова доставила 20 сентября 1943 года Мазаник мину с химическим взрывателем. А Мазаник положила ее в постель комиссара.
22 сентября 1943 года мина сделала свое дело и приговор в отношении Кубе был приведен в исполнение.
Мария Осипова и Елена Мазаник ушли из Минска к партизанам. А затем переправили в Москву. Туда же доставили Троян. Всех их допрашивали в третьем заинтересованном ведомстве НКГБ - Народном комиссариате государственной безопасности. Допрашивал их лично Всеволод Меркулов.
НКГБ пыталось выяснить почему два ведомства не смогли скоординировать работу по Кубе. И вместо наград трем девушкам грозило оказаться в застенках госбезопасности в качестве подозреваемых.
Но девушкам повезло. Чекисты разобрались и 29 октября 1943 года все трое участвовавших в акции по Кубе были награждены званием Героев Советского Союза.