Даже среди людей интересующихся армией и флотом, далеко не все в курсе, что в роду дизель-электрических подводных лодок известного всем семейства «Варшавянка» есть совершенно уникальная подлодка с тактическим номером Б-871, носящая имя «Алроса».
А уникальна она тем, что будучи с виду самой обычной подлодкой советского еще проекта 877 «Палтус»(больше известного под полуофициальным именованием «Варшавянка»), вместо традиционного гребного винта оборудована водометным движителем, или попросту водометом. И это не какой-то там "винт в кольце", а вот прям самый настоящий водомёт-водомёт, с довольно большим отношением длины водовода к его входному диаметру, и отношением между входным и выходным диаметром.
Фактически, «Алроса» — подводная лодка на реактивной тяге. Ее водомет представляет из себя сквозной усеченной конус, то есть сужающуюся к задней части трубу, именуемую водоводом, внутри которой расположен главный винт, более похожий на блок лопаток воздушно-реактивного движка.
Затягиваемый винтом поток воды попадает в водовод, проходит по его сужающемуся жерлу, вследствие чего ускоряется и попадает на винт. Винт разгоняет поток еще больше и он истекает через выходное отверстие-сопло, предварительно попав на выходной спрямляющий аппарат, которой также его разгоняет, за счет спрямления после закрутки главным винтом. Таким образом генерируется реактивная водяная струя, двигающая подводную лодку вперед.
Объективности ради стоит отметить, что трудностей с этим водомётом на нашем Черноморском флоте хлебнули изрядно. За время своей службы подлодка несколько раз ломалась, да и теперь стоит "на приколе", вот уже шестой год, на 13-ом судоремонтном заводе в городе-герое Севастополь. Тем не менее ДЭПЛ «Алроса» являет собой действительно очень интересный и уникальный подводный боевой корабль, на котором впервые в отечественном кораблестроении был применен водометный движитель, вместо классического гребного винта.
ПОЧЕМУ ВОДОМЕТ?
С самого своего рождения подводные лодки, или «потаённые суда» как их называли у нас в старину, полагались на скрытность, как главную свою силу в бою. А основной характеристикой, определяющей общую скрытность подлодки, является ее акустическая шумность, то есть уровень издаваемых ею звуковых — акустических шумов.
Водомёт, если сравнивать его с традиционным гребным винтом, обладает целым рядом преимуществ, главным из которых является его относительная малошумность. Достигается это тем, что в водомётном движителе поток разгоняется постепенно и в замкнутом с боков пространстве, что позволяет избежать появления ненужных боковых возмущений воды, движению вперед никак не помогающих, но генерирующих дополнительные шумы, а также явления кавитации, когда вследствие резкого нарастания давления воды на гребном винте, начинают массово образовываться кавитационные каверны, или попросту говоря пустоты, пузырьки, которые тут же схлопываются и издают очень сильный шум, фактически хлопок, демаскирующий подводную лодку. Конечно, водомет не позволяет избежать эффекта кавитации вовсе, но для водомётов порог скорости движения потока, при котором начинает возникать явление кавитации, намного выше, нежели у традиционных гребных винтов.
К недостаткам водомётов можно отнести их меньшую эффективность на малых скоростях движения и некоторую сложность конструкции, в сравнении с традиционным винтом.