2 июля Совет Федерации РФ поддержал законопроект о создании так называемого "черного списка" IMEI-номеров мобильных устройств, действующих на территории России. Официальным поводом для такого решения служит статистика краж мобильной техники, число которых по статистике ежегодно составляет до 185 000 в год. Кроме того, такой реестр позволит полностью уничтожить "серый" импорт сотовых телефонов в стране, что позволит ежегодно пополнять казну государства на сумму до 20 млрд. рублей.
IMEI, или International Mobile Equipment Identity (рус. Международный Идентификатор Мобильного Оборудования) - это присваемый каждому произведенному мобильному устройству уникальный идентификационный номер, состоящий из 15 или 17 цифр. Используется производителями для подтверждения гарантийного срока ремонта, а также операторами сотовой связи для блокировки краденых аппаратов в сети этого оператора.
Положительные следствия принятия законопроекта.
Безусловно, база IMEI номеров послужит на благо общества. Смартфоны хоть и вошли в наш повседневный обиход, но по сей день являются достаточно дорогими устройствами. Особо дорогие флагманские аппараты - лакомый кусок для маргинальных криминализированных слоев населения - украл смартфон из кармана незадачливого пассажира в метро, "толкнул" на рынке или в ломбард, получил за это полагающиеся тебе копейки и пошел искать следующего зеваку - это налаженный бизнес, который ежегодно лишает добрую сотню тысяч россиян заработанных денег.
И этому, простите, "бизнесу" вскоре может настанет окончательный и бесповоротный конец: украли у тебя телефон, сообщаешь об этом в полицию, сообщаешь им IMEI своего аппарата, номер попадает в черный список, откуда все операторы сотовой связи его блокируют в своих сетях. Всё. Ни продавцу краденого, ни ломбарду больше принимать такой телефон на продажу уже не выгодно - кому нужен телефон, который не работает ни в одной из доступных в стране сотовых сетей.
Как следствие, кражи смартфонов должны вымереть как тип преступления, поскольку сбыт их будет более невозможен.
Отрицательные последствия принятия законопроекта.
Таких тоже у меня есть. Для начала определимся, что такое "серый" рынок. Объясняю просто и понятно:
"Белый" рынок, он же официальная розница предполагает закуп товара у производителя, с прохождением таможни, транспортировки и оплаты всех налогов. Крупные розничные сети, типа М.Видео, ДНС, Связной и пр. закупают товар большими партиями у производителя, платят таможенные сборы, налоги, в том числе НДС, и только потом выставляют товар на витрину.
Именно так 999$ (примерно 63 000 руб.) превратились в 92 000 руб. (около 1450$) за iPhone X на старте продаж в России.
"Серые" же продавцы провозят смартфоны через границу маленькими партиями, так, чтобы на таможне это количество приняли за собственные покупки, а не за коммерческую деятельность. А что? Везу один себе, второй - жене, третий - другу, четвертый и пятый - маме и бабушке. Затем делается наценка, позволяющая покупателю неплохо сэкономить, а продавцу также хорошо заработать. Вот только государство остаётся не у дел и ни копейки налогов с такого предпринимательства не имеет.
"Не порядок, - думает государство, - не люблю быть не у дел".
И вот, принимается новый закон, покупаете вы у такого продавца новый iPhone, да еще и прилично экономите, думаете, что обошли систему, вставляете SIM-карту, а телефон вам в ответ: "Нет связи". Потому что IMEI вашего телефона в списках официальных нет. Пройдите, пожалуйста, в специальный отдел нового регулирующего органа, там расскажите где вы такой телефончик взяли, заплатите налоги и потом только пользуйтесь.
Или, для примера, хотите вы приобрести себе замечательный флагман китайского производителя One Plus 6, которого в официальной российской рознице вообще нет. Покупаете его, скажем на AliExpress, а он вам все то же предательское "Нет связи".
Кому это выгодно?
Выгодна такая ситуация всем, кроме среднестатистического потребителя:
• Это, очевидно, выгодно государству, которое пополнит бюджет. С одной стороны, эти деньги могут пойти из бюджета на новые дороги, больницы и школы, но, с другой стороны, они также легко могут быть направлены на финансирование "замечательного", но бесполезного для населения "Пакета Яровой";
• Выгодно это и официальным ритейлерам и операторам, у которых подрастет выручка от продаж техники. Ведь по заверениям тех, кто разрабатывал данный законопроект около 40% мобильных устройств россиян привезены на территорию страны "серым" способом;
А вот простым россиянам выгода небольшая:
• Можно будет наказать воришку, сделав краденый телефон бесполезным;
• Ну и, в придачу ко всем заплаченным налогам, официальная годовая гарантия на устройство.
Кто пострадает?
Да как бы все мы. Все те, кто не миллионами ворочает, а честно трудится за среднюю зарплату.
А все потому что обычный россиянин идет к "серым" продавцам не от хорошей жизни. Он просто хочет сэкономить. Пример с iPhone X выше был приведен для наглядности, потому что, чем больше цифра, тем очевиднее переплата. Так будет с любым смартфоном.
Xiaomi Redmi 5A - самый дешевый и бюджетный смартфон производителя в официальном магазине стоит 8 900 рублей. А на пресловутом AliExpress его можно купить за 5000 рублей. И это будет версия с глобальной прошивкой, над которой не надо колдовать - бери и пользуйся. Почти 40% стоимости можно сэкономить. Тут уж никакой официальной гарантией человека не заманишь.
А за чей счет гуляем?
Ну и напоследок. Точных данных у меня нет, но вероятней всего финансовые затраты на построение этого черного списка ляжет в большей степени на операторов сотовой связи и в меньшей - на продавцов. Первым, нужно будет вести реестр "черных IMEI", а вторым нужно будет подавать списки "белых".
И за бесплатно они этого делать не будут. ОпСоСы повысят тарифы, а продавцы накинуть процентик-другой на свою маржу, чтобы в плюсе оставаться.
А значит заплатит за это, как всегда, конечный потребитель, то есть все мы.
P.S. Спасибо, что дочитали статью до конца!
Если Вам было интересно, поддержите канал - поставьте большой палец вверх и подпишитесь, чтобы не пропускать свежие материалы.
Мы стараемся для Вас!