Найти тему
Черно-белое море

Генсеки и атомное сердце для Джульетты К-68.

Оглавление

Флот Российской империи со времен Петра I, а потом и Советского Союза строился с оглядкой на более мощные флоты потенциальных противников. Не важно, кто именно числился в противниках: Швеция или Англия, Германия или США.

Разумеется, руководству Российской Империи, а затем и СССР, хотелось иметь огромный Флот открытого океана. Но ни технические возможности страны, ни задачи, которые могли быть поставлены перед таким флотом, никогда не позволяли довести такое желание до реального воплощения в металле.

Л.И.Брежнев на пирсе возле подводной лодки 651-го проекта
Л.И.Брежнев на пирсе возле подводной лодки 651-го проекта

Отсюда и галеры Петра I в войне со шведами на Балтике, и москитные флоты из катеров в Черном и Японском морях до Второй мировой войне и вскоре после нее. И нереализованные проекты настоящих авианосцев во времена Сталина.

Продолжая традицию своих предшественников, наследовавшие Сталину генсеки при строительстве Советского военно-морского флота значительно увеличивали его, более эффективную в плане цена/результат, подводную компоненту.

Дизель-электриеская подводная лодка 651-го проекта
Дизель-электриеская подводная лодка 651-го проекта

Еще в начале пятидесятых годов, понимая, что даже наличие нового, но еще не обкатанного движителя на ядерном топливе не способно в короткий срок дать военно-морскому флоту необходимое количество подводных судов, основной упор делался на дизель-электрические подводные лодки, которые из-за своей компактности можно было строить в том числе во внутренних регионах СССР, а затем в плавдоках по системе рек и каналов переводить к месту базирования.

Изготовление пусковых контейнеров для крылатых ракет надводного старта.
Изготовление пусковых контейнеров для крылатых ракет надводного старта.

Кроме того, в тот момент Советский Союз бурно развивал сотрудничество с молодой Китайской Народной Республикой, дружбе с которой, казалось, ничего не грозило до момента построения коммунизма на всем Земном шаре. Побочным бонусом к этой дружбе прилагалась продукция китайских серебряных рудников, поставляемая в СССР в обмен на обучение китайских специалистов и различную техническую продукцию советских колхозов и заводов. В результате чего дешёвое китайское серебро в первую очередь позволило создавать более мощные аккумуляторные батареи для подводных лодок. То есть, в сравнении с такими же по масса-габаритным параметрам аккумуляторам, но только свинцово-кислотным, серебряно-цинковые аккумуляторы позволяли подводным лодкам проходить в подводном положении чуть ли не в два раза большее расстояние.

Подводная лодка 651-го проекта
Подводная лодка 651-го проекта

Несколько подводных дизель-электрические лодок 651-го проекта, по натовской классификации "Джульетта", получили как раз такие серебряные аккумуляторы. Это было продиктовано в том числе и тем, что на вооружении этих лодок стояли крылатые оперативно-тактические ракеты «П-6» челомеевского ОКБ-52, имевшие дальность стрельбы около 400 км, причем способные нести ядерную боевую часть.

Из шестнадцати лодок проекта 651 две были построены в Ленинграде, в их числе и головная К-156. Остальные - в Горьком на заводе «Красное Сормово».

Старт ркрылатой ракеты с подводной лодки.
Старт ркрылатой ракеты с подводной лодки.

Дизель-электрическая лодка К-68 была зачислена в состав Северного флота в конце 1965-го года. Имея на борту четыре контейнера с крылатыми ракетами П-6, четыре 400 мм торпедных аппарата для 12 торпед и шесть 533мм аппарата для четырех торпед подводная лодка К-68 неоднократно выходила на боевую службу в Средиземное и Баренцево моря. Одна из автономок в Средиземное море продолжалась почти десять месяцев.

Погрузка крылатой ракеты на подводную лодку 651-го проекта
Погрузка крылатой ракеты на подводную лодку 651-го проекта

Крылатые ракеты могли стартовать с борта лодок 651-го проекта только при их нахождении в надводном положении. Кроме того слабая, по равнению с сегодняшним днем, элементная база вынудила использовать для наведения ракет на цель в том числе и самолеты Ту-95РЦ.

В 1969 году на лодке К-68, имевшей рабочую глубину огружения 250 метров и предельную 300 метров, проводилось испытание спасательной камеры для новых проектируемых атомных подводных лодок с глубиной погружения до 400 метров.

Встроенная в обтекатель ограждения рубки антенна для наведения крылатых ракет в развернутом положении.
Встроенная в обтекатель ограждения рубки антенна для наведения крылатых ракет в развернутом положении.

Судя по всему, такое сотрудничество с промышленностью и разработчиками определило дальнейшую судьбу К-68.

С конца 1979 года по 1986 год на заводе «Красное Сормово» на лодку К-68 по проекту 651Э снаружи прочного корпуса в районе восьмого кормового отсека был поставлен вспомогательный атомный реактор, который должен был заменить давно выработавшие свой ресурс серебряно-цинковые аккумуляторы, поскольку СССР с Китаем в тот момент уже расплевались окончательно и, казалось, бесповоротно.

-8

В 1986-ом году К-68 вернулась на Северный флот, где и проходило дальнейшее испытание ядерной установки мощностью 600 кВт. Результаты испытаний были признаны успешными и перспективными, но развал Союза и деградация российского флота в 90-е годы двадцатого века не позволили запустить разработку в серийное производство. А сама лодка К-68 в 2005-ом году была утилизирована с последующей передачей ядерной установки на хранение на судоремонтном заводе «Нерпа».

-9

История о том, как атомоход К-314 таранил авианосец Китти Хоук >>>

Последняя автономка атомохода К-469 >>>

Другие рассказы о подводниках >>>

Наука
7 млн интересуются