Найти тему

Проиграл, надо ли плакать?

Многие дети абсолютно не умеют проигрывать, они сильно расстраиваются, плачут и долго переживают по этому поводу. Родители переживают вместе с ними, ведь так тяжело смотреть на своего ребенка в несчастливом состоянии.

Если ваш ребенок не умеет проигрывать, помогите ему изменить свое поведение. Иначе в будущем его ждут серьезные разочарования.Наша жизнь полна различных событий. Есть в ней взлеты, достижения. Но случаются и проигрыши, неудачи. Это требует мужества, выдержки, ответственности и умения признать: тот, кто выиграл, заслуживает этой победы. И если не все взрослые способны на такое великодушие, то что говорить о маленьких детях! Но этому следует научить непременно. Если ребенок не умеет принимать поражение, ему будет нелегко добиться успеха, при всех его лидерских качествах.
У детей, которые болезненно реагируют на проигрыш, есть убеждения, которые звучат примерно так:

• «Выигрывать – это хорошо, проигрывать – плохо. Я сделал, что-то плохое».

• «Если я проиграл, я плохой». Ситуация накладывает отпечаток на всю личность.

• «Неудачников не любят. Если я проиграл, меня не будут любить родители, со мной не захотят дружить».

• «Проигрыш означает, что все мои усилия (а я очень старался, на пределе возможностей) незаметны, нерезультативны, и я беспомощен, я больше уже не знаю,что делать, чтобы победить».

Для того чтобы научить свое чадо принимать правила игры и не бояться проигрывать, стоит разобраться, почему дети вообще так чувствительно относятся к поражению,если игра – это всего лишь развлечение?

Дело в том, что дети в возрасте до 9-10 лет находятся в состоянии «всемогущества». Они привыкли к тому, что в глазах окружающих являются центром вселенной и не понимают, что в жизни существуют определенные границы. Особенно ярко этот синдром проявляется у единственного в семье ребенка или же у любимчика, пользующегося привилегиями у родителей. Часто такие дети воспринимают себя слишком позитивно, имеют завышенную самооценку и в любых ситуациях привыкли добиваться своего. Проигрыш они считают покушением на собственный нарциссизм и настоящей трагедией, особенно если родители всегда требуют от них побед.

Победить в играх любой ценой – зачастую девиз ребенка и в многодетной семье,когда соперничество между братьями и сестрами имеет место во всех жизненных сферах.
Если ваш ребенок не умеет проигрывать, помогите ему научиться этому. Побеждать всегда и во всем – нереально. Дошкольники часто плачут из-за проигрыша,а вот подросток уже не будет так переживать из – за тройки по русскому или потери танка в компьютерной игре. Но тем не менее, не нужно ждать, что ситуация разрешится через годик-другой. Даже маленькому ребенку нужно объяснять, что побеждать всегда просто невозможно,удача - дама капризная и не всегда улыбается тем, кто этого ждет. Порой нужно достойно принять и поражение, ничего страшного в этом нет.

Дайте ребенку понять, что вы его любите, гордитесь им, несмотря ни на что. Он проиграл, но стойко дошел до конца, не бросил на полпути начатое, не сдался без боя… Здорово! Молодец!

Не делайте из проигравшего ребенка жертву. Не начинайте его утешать, иначе он сам начнет чувствовать себя несчастным.

Даже если вы случайно заметили, что ребенок жульничает, «незаметно» двигает фишки и делает дополнительные ходы без очереди, не кричите. Это вовсе не означает,что из ребенка вырастет вор и обманщик, Жулик с большой буквы. Нет!Он сам прекрасно понимает, что действует не совсем честно, но его стремление к победе любой ценой в данный момент затмевает призывы совести. Некоторым детям в силу возраста и особенностей характера порой сложно играть по строгим правилам, они норовят сделать по-своему, как выгодно им.

Оставлять без внимания такие случаи, конечно, не стоит, но и ругать слишком сильно – перегибать палку. Можно напрочь уничтожить мотивацию и желание побеждать.

Не вводите в игру очень жестких правил. Если игрок допустил ошибку, неправильно походил и т.п., не стоит говорить, что он «выбывает». Он и так «потерпевший»,он сам знает, что потерпел неудачу.

Никаких поддавков! Дети очень тонко чувствуют, когда их начинают обманывать. Это еще обиднее, чем проигрыш. Лучше время от времени находить возможность поиграть с более слабым противником (младшим братом, сестрой, другом, бабушкой, которая «ни в зуб ногой в этих ваших шахматах») Но есть и вторая сторона медали. Играть все время со слабым противником – не вариант. Объясните ребенку, что полезнее играть с тем, кто сильнее тебя. Большему можно научиться,есть с кого брать пример, есть к чему стремиться.

Важно научить ребенка не смеяться над проигравшим, ведь на его месте можно оказаться самому. Никаких оскорблений и тем более обидных дразнилок!

Простые советы могут помочь в решении данной проблемы:

• Не акцентируйте внимание на проигрыше. Возможно, ребенку был важен сам процесс игры, общение со сверстниками и он не придал особого значения итогу. Не
делайте этого и вы.

• Маленькому ребенку лучше всего говорить, что каждый, кто дошел до финиша и выполнил задание до конца – молодец. Не важно, кто сделал это раньше всех.

• Не сравнивайте ребенка с кем-то другим, иначе «победить любой ценой» может стать его целью. Лучше и правильнее сравнивать его успехи с тем, что было прежде, т.е. соревноваться с самим собой. Можно даже завести отдельный блокнот и фиксировать достижения в той или иной игре.

• Если поражение воспринимается ребенком очень болезненно, старайтесь выбирать такие игры, где нужно играть не друг против друга, а против виртуального противника(против поля, компьютера и т.п.).

• Чередуйте успехи и неудачи. Например, можно поиграть в быстрые игры типа «Крестики-нолики», «Камень-ножницы-бумага», где каждая новая партия не отнимает много времени и результат не всегда предсказуем.

• После поражения предложите поиграть в ту игру, где ребенок явно одержит победу.

• Придумайте утешительный приз проигравшему.

• На своем примере демонстрируйте адекватное поведение при проигрыше. Например, не стоит показывать полное равнодушие или чрезмерно злиться. Лучше казаться немного грустным, говорить что-то типа «Повезет в следующий раз», «В следующий раз я придумаю правильную стратегию и обязательно выиграю».

• Предложите ребенку придумать такую игру, где проигравших не будет.

• Если ребенок все же расстроился, не усугубляйте ситуацию. Спокойно объясните, что от невезения никто не застрахован, бывает и такое. Поддержите его словами«Мне было сложно играть с тобой. Пришлось попотеть, чтобы выиграть» или «С каждым разом у тебя все сложнее и сложнее выигрывать. Ты делаешь успехи!»

Основная работа с ребенком должна вестись не в момент проигрыша или выигрыша, а в повседневной жизни: по укреплению самооценки, по управлению своими эмоциями,по формированию позитивного или философского взгляда на жизнь. В быту разговаривайте с ребенком и показывайте ему, что он уже умеет и не умеет, и вы –умеете и не умеете. Этим вы говорите ему, что быть в чем-то неуспешным это нормально и формируете его самооценку. Рассказывайте и показывайте ребенку,как вы планомерно развиваете в себе что-то, так вы научите его саморазвитию. Говорите ему о своих чувствах и показывайте, что вы делаете, чтобы привести себя в норму «Послушай, я сейчас такая злая, что дома опять бардак. Сейчас кофе выпью, чтобы успокоиться, потом поговорим».

Еще один нюанс. Нужно найти для ребенка, который болезненно реагирует на проигрыш, такое дело, в котором он сможет стать лидером.

Не получается быть первым в спортивном состязании, возможно, стоит попробовать шашки. Не получается быстрее всех решать логические задачи, вероятно, стоит попробовать писать стихи или рисовать пейзажи. Главное, не сдаваться! И не обижаться на всех и вся. Как только вы и ваш ребенок поймете, что он уникальный, способный и просто замечательный, проблема с выигрышами исчезнет сама собой. Уверенность в себе и своих силах – главное оружие человека, которому не нужно никому и ничего доказывать.

Играйте без обид!

Ксения Окунева

Моя группа ВК