Найти тему
История: факты и мифы

5 великих военных медиков

Оглавление

Война уносит жизни и лишает здоровья. Поэтому военная медицина имеет огромное значение. Срочно оказать помощь после ранения, спасти жизнь искалеченному, быстро вернуть в строй незначительно пострадавшего — все это военный медик должен делать максимально быстро и четко.

Людям этой профессии приходится проводить сложнейшие операции в наспех развернутом полевом госпитале, а порой и вовсе - на поле боя, бывает, даже под обстрелом. Поэтому задерживаются здесь лишь те, кто умудряется сочетать высочайший профессионализм с твердостью характера и высоким призванием. Боевые действия всегда двигали медицину вперед.

Пока одни люди изобретали новые средства уничтожения противника, другие ломали голову над тем, как спасать от смерти своих товарищей. Сейчас военная медицина - это развитая система знаний, включающая около десятка дисциплин. Но когда-то всего этого не было. Вместо готовых решений на все случаи жизни у военного медика были лишь личный опыт и умение решать любые проблемы по мере их поступления. И каждое новое решение двигало вперед всю медицину.

Парацельс (Священная Римская империя)

Настоящее имя этого человека — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Он родился в 1493 году в швейцарском городе Эг и прожил всего 48 лет.

Парацельс
Парацельс

Но за это время он успел устроить настоящий переворот в науке своего времени. И в первую очередь в медицине, которая все еще базировалась скорее на магических ритуалах, чем на достоверных знаниях. При этом сам Парацельс был не чужд увлечения мистикой — он изучал алхимию, астрологию и даже, по слухам, сумел добыть философский камень, способный превращать любые металлы в золото. Но все же главным его достижением стала коренная реформа медицины, за которую он подвергся суровому осуждению. Парацельс, с одной стороны, отвергал средневековые заблуждения и ритуалы, а с другой — внимательно прислушивался к простым людям, собирая народные рецепты лечения различных болезней и позднее переосмысливая их с научной точки зрения. Получив теоретические знания в стенах лучших университетов Европы, он отправился проверять их на практике на поля сражений.На протяжении нескольких лет он служил полевым хирургом в имперской армии, которая вела кампанию в Италии. Пройдя немало сражений, он поставил на ноги многих раненых и спас множество жизней. Он первым стал использовать для лечения химические соединения, фактически создав фармакологию. «Традиционные» врачи того времени не раз пытались объявить его шарлатаном, но каждый раз оказывались посрамленными.

Амбруаз Паре (Франция)

Французского хирурга тоже считают одним из отцов современной медицины. Он родился в небогатой семье, и родители, желая сыну лучшей доли, отдали его в обучение цирюльнику. Представители этой профессии тогда проводили процедуру, которая считалась лучшим средством от всех болезней, — кровопускание.

Амбруаз Паре
Амбруаз Паре

Но Паре быстро понял, что хочет лечить людей по-настоящему. Пройдя обучение в Париже и получив квалификацию хирурга, в 1537 году он отправился служить во французскую армию, которая вела боевые действия в Италии. Там талант Паре раскрылся полностью.

Он изменил сложившиеся правила оперирования — перестал использовать раскаленный нож (что позволяло остановить кровотечение, но часто приводило к гангрене), догадался, что крупные кровеносные сосуды можно перетягивать шелковой нитью. Свой бесценный опыт он обобщил в книге «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.». Не зная латыни, Паре написал свой труд по-французски, что обеспечило ему широкое распространение и популярность.

Хирург опроверг господствовавшую тогда теорию, что сгорающий порох ядовит, и отказался от таких варварских методов лечения, как заливка ран кипящим маслом. Все это существенно повысило процент выживаемости раненых при ампутациях и извлечении пуль. Несмотря на неблагородное происхождение, с 1 января 1562 года Амбруаз Паре стал официально числиться первым хирургом короля Карла IX. Он написал еще несколько книг и дожил до 80 лет, умерев в 1590-м.

Павел Кондоиди (Россия)

Получивший блестящее медицинское образование выходец из семьи греческих священников, переехавших в Россию при Петре I, прославился не как хирург или создатель новых методов лечения, а прежде всего как медицинский администратор.

Свою службу в русской армии Павел Кондоиди начал в 1735 году под командованием Миниха. За проявленное усердие его вскоре назначили генерал-штаб-доктором, что дало возможность проводить масштабные реформы. Он первым осознал, что даже самый талантливый врач не сможет спасти раненого, если медикаменты не подвезены вовремя, а оперировать негде.

Под руководством Кондоиди был создан первый в России полноценный передвижной походный госпиталь. Были введены строгие правила гигиены и нормы снабжения, которые повысили качество полевых операций в несколько раз. В XVIII веке Россия воевала много. А потому достижения Кондоиди были сразу замечены и поощрены.

В 1745 году он был переведен в Медицинскую канцелярию (с 1754 года назначен ее главным директором), а с 1747 года официально стал гоф-медиком. Многие вещи, кажущиеся нам совершенно естественными, придумал и ввел именно Кондоиди. Например, обязательное ведение истории болезни. Или вскрытие каждого умершего для проверки правильности диагноза. Павел Захарович лично написал множество инструкций, объяснявших работу военных врачей в деталях, — от того, как не допустить в войсках эпидемии оспы, до правил осмотра инвалидов, не годных к дальнейшей службе.

Павел Кондоиди и Доминик Жан Ларрей
Павел Кондоиди и Доминик Жан Ларрей

Доминик Жан Ларрей (Франция)

Начав свою карьеру как частный хирург, популярный в Париже, с 1792 года Ларрей поступил на военную службу и уже через пять лет стал главным хирургом армии Наполеона Бонапарта. На этой должности он оставался вплоть до самого 1815 года.

Одной из прославивших его идей были так называемые летучие амбулансы — легкие повозки, на которых можно было быстро вывозить раненых с поля боя и доставлять в госпиталь. Именно за это новшество Доминика Ларрея часто называют «отцом скорой помощи». Также для оптимизации работы полевых госпиталей Ларрей ввел практику триажа — сортировки раненых при поступлении в зависимости от тяжести травм. Так в первую очередь помощь получали именно те, кто в ней больше всего нуждался.

Французский врач известен своим благородством — он без колебаний оказывал помощь раненым солдатам противника. В том числе во время Восточного похода Наполеона под Витебском вылечил 350 раненых русских, отставших от своих частей. При этом он не прекращал лично проводить операции — во время Бородинского сражения совершил около 200 ампутаций, на каждую из которых ему требовалось чуть более семи минут.

После разгрома Наполеона Ларрей попал в плен к пруссакам и был даже приговорен к смертной казни. Но в знак признания его заслуг приговор был отменен. Остаток жизни, до 1842 года, заслуженный врач занимался научной работой, успев внести огромный вклад и в гражданскую хирургию.

Яков Виллие (Великобритания-Россия)

Сын шотландского пастора Джеймс Уайли поступил на русскую службу в 1790 году. Здесь он сменил имя и прославился как хирург-виртуоз. Хотя начинал со скромной должности полкового врача Елецкого полка.

Яков Виллие
Яков Виллие

Но спустя некоторое время ему удалось выдвинуться благодаря тому, что он лично оперировал многих выдающихся военачальников и царедворцев. Первой в этом ряду стала успешная операция будущего графа Ивана Кутайсова в 1795 году. К 1806 году Виллие уже занимал должность главного медицинского инспектора армии.

После кровопролитной битвы при Прейсиш-Эйлау он оперировал Михаила Баркпая-де-Толли, которому раздробило правую руку. А в ходе Бородинского сражения на операционном столе перед Виллие оказался князь Петр Багратион, раненный осколком ядра в бедро. Увы, спасти полководца не удалось, так как он наотрез отказался от ампутации. Но продлить жизнь Багратиона на неделю помощь, оказанная Виллие, смогла. Там же, на Бородинском поле, медик провел около 80 операций.

После войны врач стал президентом Медико-хирургической академии. А перед смертью, в 1854 году, завещал все свое состояние на строительство Михайловской клинической больницы на 150 больных. Впрочем, были в его карьере и темные пятна -именно он подписал свидетельство о смерти убитого заговорщиками Павла I «от апоплексического удара». Но это не помешало ему числиться лейб-хирургом при сыновьях погибшего императора — Александре и Николае.

Поддержите канал подписывайтесь и ставьте лайк.