Окаменелости ранних гоминидов довольно редки, особенно их маленьких детей. В начале 2000-х годов в районе Дикика, долины реки Аваш в Эфиопии, были найдены останки маленькой девочки афарского австралопитека, возрастом, при жизни, около 2,5 лет, названной Селам. Находки, включающие череп, фрагменты скелета и левой ступни, были датированы 3 млн 320 тыс. лет. Эти находки были сделаны всего в 4 км от известной находки афарского австралопитека - Люси. Журналисты с радостью назвали находку "дитя Люси", не сильно задумываясь над тем, что возраст самки афарского австралопитека Люси, более чем на 100 тыс. лет меньше Селам.
Нога, череп и другие части скелета ребенка австралопитека, были включены в породу. А работы по подготовке находки длились до 2013 года. Сохранились стопа и почти все плюсневые кости, кроме первой, с минимальной эрозией. В более поздних гоминидах такие элементы зачастую отсутствуют, что мешает оценить морфологию и развитие прямохождения или бипедализма. Ступня всего 54,6 мм в длину, однако информации об онтогенезе получилось добыть достаточно, чтобы сделать определённые выводы.
Лодыжка была похожа на человеческую, а пяточный бугор отличался большим размером, что позволяло рассеивать нагрузку. У обезьян пятка формируется с возрастом, а у людей она с рождения достаточно велика и онтогенетически указывает на то, что люди уже рождаются с адаптированной к прямохождению пяткой. А вот у Селам пятка была недостаточно велика, что характерно для юных обезьян. Но у взрослых австралопитеков пяточная кость уже приближается по размеру к человеческой по площади поперечного сечения. Что указывает на онтогенез траектории роста пяточной кости у афарских австралопитеков. В процессе эволюции к прямохождению пришлось пожертвовать хватательной способностью ступни, о чём свидетельствует более вывернутый и сплющенный первый предплюсне-плюсневый сустав у людей в отличие от обезьян. А у Селам элементы ступни занимают промежуточное положение между гориллами и людьми, с аналогичным размером и возрастом. А вот у взрослых австралопитеков многие элементы ближе к человеку.
Также несмотря на то, что строение ступни для хватательной способности у афарских австралопитеков была более выражена чем у людей, по сравнению с ардипитеками была уже менее приспособленной. Но у детей афарского австралопитека, эта способность была более развита, чем у взрослых. Что может свидетельствовать, что они держались за своих родителей во время их кормления на деревьях. Также, вполне вероятно, что и спать на дереве было более безопасно чем на земле. Помимо этого, в строении стоп было отмечено, что у австралопитеков они были более жесткими и угол таранно-пяточного сустава отличался от человеческого. А вот арочная конструкция свода ступни у Селам присутствует, но слабо развита. Эта особенность очень полезна для генерации упругой энергии во время толчка или бега. Но у афарских австралопитеков была ещё не развита. В новой работе, антропологи из США ещё много приводят доводов и анатомических сравнений, но в целом нога ребенка из Дикика демонстрирует элементы, ранее не известные для австралопитеков и позволяет впервые изучать онтогенез у вымерших гоминидов.
Салем по размерам была похожа на шимпанзе того же возраста, и скорее всего также зависела от родителей и перемещалась на них, ухватившись передними и задними конечностями. В этом ей помогали ноги, сохранившие в юном возрасте хватательную способность, которые с возрастом превращались в более жесткую ступню с пяткой способной распределять нагрузку при обычной ходьбе.
В общем останки Селам, добавляют новые перспективы в палеобиологии ранее найденных видов, особенно в отношении раннего прямохождения. Теория эволюции предсказывает, что отбор должен действовать более решительно на детях. А эволюционный отбор признаков, связанных с хватательной способностью ступней у детей австралопитеков, в контексте с передвижением по деревьям, может предложить новую причину для сохранения обезьяноподобных признаков у начинающих движение по земле древних гоминид.