Найти в Дзене
hh.ru

Лидер и руководитель: в чем разница?

Оглавление

Управлять процессами или генерировать идеи, быть крепким руководителем или вдохновляющим лидером — разбираемся, чем отличаются эти две роли в коллективе.

Различия между между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Это двенадцать метафорических утверждений:

  • Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
  • Руководитель — это копия, лидер — это оригинал.
  • Руководитель поддерживает, лидер развивается.
  • Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
  • Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
  • Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
  • Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
  • Руководитель смотрит на нижнюю строчку с «Итого», лидер поднимает глаза на горизонт.
  • Руководитель подражает, лидер создает.
  • Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.
  • Руководитель — классический бравый солдат, лидер — это только он сам.
  • Руководитель делает все правильно, лидер делает правильные вещи.

Яркие примеры лидеров-руководителей — Марк Цукерберг или Стив Джобс. Вы знаете бренды, которые стоят за этими именами. Но работа лидера не ограничивается только рамками компании. Его миссия, как правило, включает в себя общечеловеческие ценности. Например, изначальная миссия Facebook была в том, чтобы объединять семьи и друзей. Это близко и понятно каждому.

Что говорят работодатели

Компании не ждут от руководителей лидерских качеств. Опрос HeadHunter показывает, что управленческие навыки важнее. Только 18% опрошенных высоко оценили бы инициативность руководителя. Больше половины респондентов (63%) отметили, что самое главное для начальника — планирование и организация рабочего процесса.

-2

Руководитель — это скорее формальная характеристика, которая не относится к качествам личности. Управленческие инструменты условно делятся на hard skills и soft skills. Первая группа — это умение планировать, делегировать, контролировать, выстраивать коммуникацию, рассчитывать качественные показатели. К лидерским относят именно soft skills — влияние на других людей, убеждение и мотивирование, готовность проявлять высокую активность и сохранять жизненный тонус.

Управленческие качества можно развить, считают эксперты. Но склонность к лидерскому поведению формируется в самом начале жизни. Поэтому некоторые компетенции лидеру по натуре развить будет проще. Впрочем, набор качеств — еще не гарантия того, что из прирожденного лидера выйдет сильный руководитель.

Как узнать про способности к руководству?

Тест «Профориентация» — один из способов понять, какие управленческие качества развиты у вас сильнее. Сможете ли вы много контактировать с людьми в своей работе? Готовы ли к напряженному планированию и другим административным задачам?

Результаты теста распределены по блокам. Каждый блок — группа качеств, необходимых управленцу. Вы сразу увидите, какой навык развит сильнее.