Найти тему
Цех

Почему лекция не сравнится по эффективности с книгой

Оглавление

Мы привыкли считать, что кто-то проще усваивает информацию на слух, кто-то — через чтение, а результат одинаков. Но почти 80 лет назад американский философ и педагог Мортимер Адлер объяснил, почему лекция никогда не сравнится по эффективности с книгой. ЧТД рассказывает о его идеях в рамках совместного проекта с Московским городским педагогическим университетом «Как мы читаем».

Почему мы предпочитаем лекции

Любой образовательный процесс состоит как минимум из двух базовых слагаемых: лекции плюс внушительный список литературы. Но мало найдется тех, кто хотя бы по одному из своих учебных курсов освоил весь комплект рекомендованных книг. Зачем тратить время, если краткий пересказ основных идей великих ученых можно прочитать в учебнике или услышать от лектора?

Формат лекций переживает настоящий бум, потому что просмотр или прослушивание лекции в записи или онлайн можно удачно сочетать с другими делами. С печатной книгой такая многозадачность практически невозможна.

Когда мы беремся за сложную книгу и не можем осилить ее до конца или, прочитав, понимаем, что ничего не запомнили, мы успокаиваем себя модной идеей: «Наверное, я аудиал, и лучше воспринимаю информацию на слух». Но, как показывают исследования, у большинства взрослых людей просто нет навыков эффективного чтения.

Между тем в образовательном процессе лекции не могут полноценно заменить книгу-первоисточник. Почему, отлично объяснил еще в 1940-х годах американский популяризатор чтения Мортимер Адлер. Сегодня его главный труд «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» не только не утратил, но приобрел еще больше актуальности.

Мортимер Адлер (1902-2001)

Американский философ, профессор Чикагского университета, основатель Института философских исследований в Сан-Франциско, председатель редакционного совета энциклопедии «Британника». Автор практических рекомендаций «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений». После первого издания книга переиздавалась еще пять раз с дополнениями автора.

Как активное чтение развивает наш мозг

Адлер объяснял: когда мы читаем не ради развлечения, а ради учебы, мы преследуем две цели — получить новую информацию или понять что-то новое. На первый взгляд, это одно и то же. На самом деле нет.

Чтение ради информации — это когда текст содержит новые для нас сведения, но они не отличаются по сложности от той информации, которая уже имеется в нашем «багаже».

Все использованные в тексте термины нам ясны, все описанные явления знакомы, к ним лишь добавляются новые факты. Читать такую книгу не труднее, чем развлекательный журнал или газетные новости. Адлер называл такое чтение пассивным.

Читать дальше>>>