Ушедшая весна здорово взбудоражила автомобильный рынок: цены на бензин выросли на 7,3%. При этом стоимость литра Аи-92-го увеличилась на 7,7%; дизтоплива – на 7,9%. В итоге на начало лета средний ценник литра бензина составлял 43,4 рубля, «дизеля» – 44,4 рубля.
И что самое страшное, говорят, что это далеко не предел.
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев признал, что дальнейший рост цен возможен, если будет продолжать увеличиваться стоимость нефти. Казалось бы, как связаны эти факты? Все просто: бизнес делит деньги от экспорта нефтепродуктов.
Сегодня нефтепереработчиков обязали сдерживать рост цен на «горючее» внутри страны. Вдобавок государство планирует повысить экспортные пошлины. Эти два решения, по мнению независимых экспертов, приведут к банкротству частных игроков на нефтяном рынке. А ведь именно такие компании сегодня обеспечивают 60% спроса на автомобильное топливо. Сокращение предложения на рынке АЗС, в свою очередь, вызовет дефицит и рост цен.
100 рублей за литр – это, конечно, худший вариант. Но перспективы не радуют: очереди за топливом и цены, равные мировым, для граждан страны с крупнейшей нефтедобывающей отраслью?