Такая сумма, по данным Федеральной таможенной службы, нелегально покинула российскую экономику за последние 14 месяцев. При этом ведомство предотвратило незаконный отток средств на $3,7 млрд.
Оригинал публикации доступен по адресу www.sularu.com/theme/10490
Более 85% этой суммы связано с импортом, когда поставки были оплачены (зачастую по фиктивному контракту), но товары в Россию так и не поступили, пишут "Известия" со ссылкой на Федеральную таможенную службу. Заявленная цифра занимает всего 12% от годового объема оттока капитала и не представляет угрозы экономике, отмечают эксперты.
Чтобы побороть нелегальный вывод денег, ФТС фиксирует фирмы-однодневки и передает информацию о них в банки и налоговую службу. По данным ведомства, это уже позволило предотвратить вывод $3,7 млрд. Кстати, данные ФТС в целом согласуются с данными Банка России (см. справку).
За 2017 год из России, по данным ФТС, было незаконно выведено 79,8 млрд рублей по экспортным и импортным контрактам, всего было зафиксировано 3129 таких случаев. Из них 1563 случая, или 68,8 млрд рублей, связаны с невозвратом в Россию денег, уплаченных нерезидентам за так и не поставленные товары. Тенденция сохранилась и в начале 2018 года: за январь-февраль было незаконно выведено 12,2 млрд рублей. Из них 10,3 млрд рублей - по импортным контрактам.
Экспертное мнение
Чистый отток капитала в прошлом году составил $31,8 млрд, заявил изданию главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. Эксперт пояснил, что за выводом капитала чаще всего стоят либо зарубежные инвестиции, либо выплата долгов. При этом таможенная служба борется не столько с выводом средств как таковых, а с тем, что в процессе вывода идет уклонение от уплаты налогов и пошлин, а также легализация средств за рубежом, полагает Антон Табах.
Необходимо различать отток капитала и его незаконный вывод, отметил советник гендиректора «Открытие Брокер» по макроэкономике Сергей Хестанов. Объемы нелегального вывода слишком малы, чтобы представлять проблему для российской экономики.
Для справки
1 февраля 2018 года зампред ЦБ РФ Дмитрий Скобелкин сообщил, что объем незаконного вывода средств за рубеж из РФ за последние 5 лет сократился в 2,4 раза до 78 млрд рублей в 2017 году. Он также уточнил, что в прошлом году объем незаконного обналичивания сократился до 324 млрд с 522 млрд рублей в 2016 году, то есть на 38%.
В июне 2017 года глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что за 2016 год из России было незаконно выведено 183 млрд рублей. По ее словам, это в девять раз меньше, чем в 2013 году. Незаконное обналичивание средств в 2016 году сократилось до чуть более 500 млрд с 1,2 трлн рублей в 2015 году.
Nota bene
Удивительное повторение постулата, что незначительный объем незаконного вывода денег не угрожает российской экономике, ошибочно в принципе. Незначительный нелегальный отток капитала - незначительно и угрожает. Но ещё недавно угроза была колоссальной, и она отзывается в экономике до сих пор.
Также нельзя не упрекнуть экспертов издания в некоторой халатности. Чистый отток капитала из России является статистической величиной, которая регулярно публикуется ЦБ РФ. Согласно данным регулятора, он составил за 2017 год $31,3 млрд.
Но этот показатель не имеет вообще никакого отношения к обсуждаемой теме, его величина не важна, так как она является простой фиксацией легальных операций банковского и небанковского сектора. Второй эксперт подчеркнул важность такого разделения, но повторил странную, «если не сказать больше», идею об отсутствии угрозы.
Отток средств из российской экономики составил более $1 трлн за последние 30 лет, заявилсоветник президента РФ академик Сергей Глазьев в рамках московского саммита World Blockchain and Cryptocurrency Summit. Оценка Глазьева более-менее совпадает с аналогичной оценкой зарубежных аналитиков в докладе «От Советов к Олигархам. Неравенство доходов и благосостояние в России в 1905-2016 годах» в августе 2017 года.
«Вы знаете, Россия - это самая богатая страна в мире. Мы за 30 лет подарили мировой финансовой системе больше $1 трлн. Мы, честно говоря, плохо знаем, где они находятся, мы знаем, что примерно полтриллиона долларов вращается между офшорами и российской экономикой. А вторая половина триллиона вообще испарилась в неизвестном направлении. Это, конечно, волнует наши налоговые службы. Получается, что чем больше у нас из страны утекает, тем сильнее бремя налогообложения на тех, кто остаётся. Это несправедливо», - сказал Глазьев 29 января 2018 года.
Важным является предпоследнее предложение. Правительство изыскивает 8 трлн рублей на экономические реформы. Для этого повышается НДС (бьёт по кошельку граждан), повышается пенсионный возраст (ухудшает положение пенсионеров даже по отношению к 60-м года прошлого века, когда СССР ввёл пенсионную систему) и проводится налоговый манёвр в нефтегазовой отрасли (притормаживает модернизацию переработки). 8 трлн рублей по текущему курсу равно около $126 млрд, что «несколько» меньше $1 трлн.
Главное другое, все попытки деофшоризации экономики (возврат упомянутых Глазьевым $0,5 трлн), включая последнюю амнистию капиталов, которая, кажется, пользуется у бизнеса немалым успехом, никаких практических результатов не дали.
Последнее, вот если бы сообщение ФТС было бы о том, что служба предотвратила незаконный вывод за рубеж не 70% пытавшегося покинуть страну капитала (это только обнаруженные попытки), а хотя бы 90%, то и замечания к новости были бы гораздо более восторженными. К тому же объем обналичивания (второй способ, наравне с незаконным выводом за рубеж, избежать уплаты НДС) остаётся велик. Хотя ЦБ отмечал, что обналичивание становится экономически нерентабельным, но одновременно высказывал опасение о применении других схем уклонения от уплаты налогов.