Из истории БТТ.
Б.Сауервейн
Результатом двухгодичной разработки западногерманско-итальянского объединения фирм "Крупп МаК" и "ОТО Мелара" явилась легкая бронированная машина AV -90. 1 декабря 1989г. в городе Киле был выпущен опытный образец экспортного варианта этого БТР.
Основные требования
В совместной попытке разработать новую бронированную машину фирмы "Крупп МаК" и "ОТО Мелара" поставили четкую цель: гусеничная легкая машина должна быть несложной и рентабельной конструкции и способна противостоять современным средствам поражения. Задуманная как возможный преемник БТР М-113 фирмы FMC, более 50000 которых находятся на вооружении во многих странах мира, новая машина будет иметь большой спрос и рынок сбыта. БТР М-113, разработанный более тридцати лет назад, не соответствует больше требованиям по защите, подвижности и огневой мощи, в то же время возможности его модернизации фактически исчерпаны, so утверждению инженеров фирмы "МаК". Максимальная мощность устанавливаемого двигателя 300 л.с., а предел по массе, имеющийся для повышения защиты машины, ограничивается максимальной боевой массой 15 т. Модернизация в этом объеме обошлась бы, по крайней мере, в 500000 западногерманских марок и все же оставила бы потребителю старую машину.
Поэтому фирма "МаК" решила объединиться с опытным надежным партнером, способным оценить запросы международного экспортного рынка. Учитывая результаты своего прошлого сотрудничества (по производству танка "Леопард-1" по лицензии трехстороннему производству SPH 155-1 и разработке зенитного танка "ОТОМАТИК" с 76/62-мм пушкой), фирма естественно выбрала фирму "ОТО" Мелара". Партнеры обратили особое внимание на использование узлов, не имеющих лицензионных ограничений, так чтобы заказчики имели возможность производить по лицензии новую машину в своих странах.
Конструкция
Идея создания семейства машин, по очевидным причинам, является самой, логичной, в результате которой решается дилемма предложения потребителям широкого выбора по минимальной стоимости как в отношении закупок, так и в отношении материально-технического обеспечения. Разработанный на модульном принципе БТР AV-90 фирм "Крупп МаК" и "ОТО Мелара" не является новшеством. Чтобы не допустить повышения стоимости и обеспечить унификацию с БТР М-113 там, где это необходимо, используются стандартные узлы.
Опытный образец БТР, готовый для испытаний , является базовой конструкцией, которая может иметь несколько вариантов, включая:
БМП с башнями различных конфигураций (с 20-или 25-мм автоматической пушкой, с 60- или 90-мм пушкой);
ЗСУ с орудийной установкой (4х25 мм);
машину TUA ("Toy" под бронезащитой);
санитарную машину.
На всех машинах семейства AV-90 используются массы машины С-13 фирмы "ОТО Мелара". Относительно массы машины толщина алюминиевого корпуса меняется в зависимости от механических и баллистических требований. Броневая защита может быть увеличена с 12,5 до 15,0 мм за счет навесной брони, которая была разработана для БМП VCC-80 итальянской армии. Для дальнейшего увеличения защиты имеется предел по массе 3,5 т.
БТР AV-90 вмещает до 12-человек, включая водителя и командира. Боевое отделение разработано в соответствии с современными требованиями эргономики. Десант производит посадку и высадку из машины через аппарель с гидроприводам в корме корпуса. В корме имеется также дверца, используемая для высадки из машины , когда она находится в укрытии ниже башни, и как запасной выход в случае отказа двигателя.
На погоне башни могут устанавливаться системы вооружения калибром до 90 мм. Корпус и бойницы боевого отделения герметичны, что обеспечивает машине возможность преодолевать водные преграды глубиной по ее поддерживающие ролики. Для связи между собой или с другими машинами члены будут обеспечены современными радиосредствами. Система охлаждения воздуха BEHR с высокими характеристиками гарантирует работу экипажа и десанта при полной нагрузке при температурах окружающего воздуха до 50 С.
Рис. 1. Опытный образец БТР AV -90, вооруженный 7,62-мм пулеметом, разработанный для сравнительных испытаний, по подвижности с БМП "Мардер" и танком " Леопард-2", демонтировался в г. Киле
Рис. 2. Семейство легкой бронированной машины AV-90 (БМП, ЗСУ и противотанковая машина с ПТУР "Tоу").
Подвижность
Силовой блок, состоящий из двигателя, трансмиссии, системы охлаждения и воздухоочистителя, размещен в передней части корпуса машины и может быть легко и быстро заменен. Благодаря ведущего колеса впереди компоновки узлов в машине (электропровода, гидравлические и топливные трубопроводы и органы механического управления) приближена к минимуму. Это обеспечивает двойное преимущество: малые расстояния передачи и дополнительная безопасность для десанта. Единственным исключением являются топливопроводы для дополнительного топливного бака, который может устанавливаться на корме машины. Эти трубопроводы проходят по днищу корпуса и имеют специальную защиту. Моторно-трансмиссионное отделение оснащено системой оповещения и пожаротушения "Дойгра".
Двигатель. На машине AV-90 установлен дизельный двигатель 8V 183 ТА22 с жидкостным охлаждением фирмы MTU, созданный на базе двигателя ОМ-442А фирмы "Даймлер-Бенц", который широко используется на тысячах тяжелых грузовых автомобилей. Фирма MTU приспособила этот двигатель для военных целей, главным образом, за счет модификации нижней половины картера двигателя для преодоления подъемов (уклонов). Четырехтактный дизельный двигатель с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива обеспечивает мощность 368 л.с. при 2100 мин-1 . Двигатель может быть доведен до варианта 8V 183 ТА22 мощностью 600 л.с. без каких-либо значительных изменений конструкции. Возможно дальнейшее увеличение мощности до 670 л.с., хотя и ценой более короткого срока службы.
Трансмиссия. Машина AV -90 оснащена полностью автоматической трансмиссией LSG-1500 фирмы ZF. Характерными чертами этой модульной трансмиссии являются:
гидротрансформатор со стопорящей муфтой сцепления;
автоматически управляемый блок шестерен планетарной передачи, обеспечивающий четыре передачи вперед и две-назад;
бесступенчатый переменный радиус поворота с гидрообъемным приводом;
гидродинамический замедлитель (ретардер);
микропроцессорное управление.
Трансмиссия LSG -1500 выбрана для машин массой до 22 т и с двигателем мощностью 600 л.с. Единственными узлами, разра-ботанными специально для машины AV -90, являются планетарные бортовые передачи Р-9000 фирмы ZF.
Система охлаждения. Система охлаждения включает плоский радиатор компактной конструкции, установленный над двигателем, и два теплообменника для системы смазки трансмиссии и гидроуправления. После охлаждения двигателя и вентиляции моторно-трансмиссионного отделения охлаждающий воздух выбрасывается двумя вентиляторами. Это создает разрежение в моторно-трансмиссионном отделении, что предотвращает просачивание отработавших газов в боевое отделение. Плоский радиатор может складываться для обеспечения доступа к двигателю для незначительного обслуживания и ремонта.
Воздухоочиститель. Воздухоочиститель крепится к двигателю. Две кассеты с сухими фильтрами могут заменяться без снятия корпуса воздухоочистителя.
Топливные баки. В моторно-трансмиссионном отделении установлены два топливных бака в вертикальном положении, из которых топливо поступает в расходный бак подачи на днище корпуса перед тем, как оно перекачивается в систему впрыска.
Ходовая часть. Машина AV -90 передвигается на гусеничной ходовой части стандартного типа, включающей шесть опорных катков с гидравлическими амортизаторами и торсионной подвеской. Такие элементы, как гусеницы и опорные катки, являются общими с БТР М-113 и производятся фирмой "Диль". Торсионная подвеска может регулироваться для распределения нагрузки для каждой марки машины. Максимальный ход катка составляет 400 мм. Тормозная система с высокими характеристиками включает главный замедлитель (ретардер) и колодочные тормоза с гидроприводом. Результаты испытаний показали максимальное замедление 50% или 0,48g для 16,5-т машины. Машина разгоняется с места до скорости 40 км/ч за 13,6с. Максимальная скорость машины 65 км/ч.
Успешный показ
На показе в г. Киле машина AV-90 продемонстрировала лучшие характеристики подвижности и торможения, чем БТР М-113А2. Машина AV-90 разворачивалась на месте, БТР М-113 использовал заднюю передачу для выполнения разворота на 360о. Существенные различия выявлены при выполнении поворотов в движении на шоссе: БТР М-113 выполнял повороты осторожно, снижая скорость движения, БТР AV-90 - стремительно, не снижая скорости.
В стужу, которая не оставляла сомнения во времени года, передвижение в машине AV-90 было довольно комфортным. В ней размещается 12-человек, включая водителя и командира. Тем не менее, у автора создалось впечатление, что десять полностью экипированных десантников среднего телосложения будут размещаться очень тесно.
Броня машины AV-90 защищает экипаж от огня из стрелкового оружия и снарядных осколков, что, конечно, не демонстрировалось. На вопрос, противостоит ли машина AV-90 современным средствам поражения (например, советской БМП-2 с 30-мм пушкой), представитель фирмы ответил в неточных терминах, что машина AV-90 "справится". Более низкий силуэт машины AV-90 (высотой 1,72 м по сравнению с 2,54 м для БТР М-113А2), конечно, способствует ее защите.
Западногерманский государственный секретарь Тиммерман присутствовал при схождении машины со сборочной линии. Убежденный впечатляющим показом или привлекающей стоимостью менее 1 млн. западногерманских марок он объявил, что Бонн закупит две машины для испытаний. Опытные машины могут быть поставлены в течение 18 месяцев, а полномасштабная разработка займет, до крайней мере, три года, согласно заявлению фирмы "МаК", так как во внимание должны приниматься особые требования потребителя. Хотя боевая бронированная машина " Пума" фирмы "Краус"Маффей" не считается конкурентом машины AV-90, так как они представляют две разные категории бронированных машин, новая машина, вероятно, столкнется с жесткой конкуренцией на международном рынке.
Рис. З. План и размеры машины AV -90
BRIGITTE SAUERWEIN A TRUE EUROPEAN
THE AV-90 LIGHT ARMOURED VEHICLE.
INTERNATIONAL DEFENSE REVIEW, 1989, No1