Такое заявление сделал в рамках своего выступления на Международном финансовом конгрессе (МФК-2018) Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.
Здесь есть несколько причин — недостаточная цифровая доступность, поскольку Интернет у нас в стране распределен очень неравномерно. Недостаточно ценовая доступность, что напрямую связано с нынешним уровнем развитием конкуренции. И, наконец, по опросам, проводимым Банком России, мы видим так называемую ментальную доступность — недоверие людей к цифровым технологиям, отсутствие навыков их использования для получения необходимых людям услуг.
Что конкретно планируется делать по каждому из этих направлений? К сожалению, в последние несколько лет присутствие банков в регионах неуклонно сокращалось. Причины понятны — нерентабельно содержать там офисы и филиалы. Мы пытаемся переломить эту тенденцию, ищем с крупнейшими банками продуктивный подход, который позволял бы в рамках классического банкинга обслуживать даже небольшие населенные пункты не в ущерб рентабельности бизнеса банков в целом. Так же можно в данном контексте использовать агентскую схему.
Очень важной темой является обеспечение финансовыми услугами людей с ограниченными возможностями. Международный опыт говорит о том, что в этом вопросе, в первую очередь, надо преодолеть психологическое предубеждение, что люди с инвалидностью являются обузой для общества. В странах, где это удалось преодолеть, такое направление банковского бизнеса как обслуживание людей с ограниченными возможностями, показывает и рост, и прибыльность.
В завершении я хотел бы акцентировать внимание на очень важном моменте. Банк России может сформулировать цель, подтолкнуть развитие новых технологий, но он не может и не должен решать все за рынок. Успешное преодоление препятствий возможно только на базе постоянного взаимодействия между банками и регулятором. Поэтому мы создаем специальные рабочие группы и приглашаем принимать участие в них представителей банковского бизнеса, чтобы все самые актуальные для рынка задачи мы могли бы обсуждать совместно с ними.