В период моей службы бежали регулярно. По сценарию «деды довели» не так уж и часто, да и находили таких несчастных достаточно быстро. Обычно они были без оружия и их достаточно легко брали. Мне известен случай, когда убежавший сам пришёл в комендатуру и рассказал там о том, что убежал для того, чтобы заявить о фактах неуставных отношений. И его просто перевели в другую часть.
Правда, он на самом деле в бегах практически и не был — не более двух часов, а иначе он на самом деле не смог бы дойти до вышестоящего командования. Сказался ещё и фактор везения. Попал на вдумчивых и честных следователей, которые состава преступления не нашли, но и в часть сразу передавать не стали.
Но были и совершенно глупые побеги. В одной из частей ребята из срочной решили угнать танк, захватить боевое знамя части и, в качестве «узников совести», уехать на танке в ФРГ. Но всё пошло не так. Механик-водитель по собственной инициативе сдался командованию. Оно же долго пыталось понять степень правдивости его слов. За это время группа, догадавшись о том, что водитель исчез не просто так, решила уходить своими силами. Вроде бы они сняли часового, захватили оружие и ушли своим ходом.
Танк никто из них водить не умел. Не знаю — погиб ли часовой. Потом они увидели немецкую легковую машину на дороге, завладели ею и добирались до границы. Но уже были подняты по тревоге все, кого следовало поднимать, были поставлены в известность пограничники, даже с двух сторон. До границы они так и не дошли. Кто-то покончил с собой, а остальных, включая механика-водителя, приговорили к суровым срокам заключения.
Из нашей части не бежали. У нас побеги из других выражались в том, что взвод охраны усиливал свои караулы в численном составе, караульные получали дополнительные боеприпасы, а к автоматам постоянно были примкнуты штыки. Выглядели страшно, особенно в зимнее время. И ругались тоже страшно, поскольку спать приходилось меньше. Если весь взвод постоянно в караулах, то это трудно для всего взвода.
Остальные же лишь пару раз участвовали в прочёсывании лесов, но потом и от этого отказались.
Удачных побегов практически не было. Только за несколько лет до моего призыва один умный человек ушёл. Он пошёл не в сторону ФРГ, а в Польшу. Там его практически никто и не искал, а в Варшаве он нашёл отделение политического объединения «Солидарность». Оттуда его быстренько переправили в США. Это чуть ли не единственной случай такой удачной эмиграции за всю историю. Про него нам рассказал особист части. Конечно, он очень нехорошо отзывался о беглеце, но не отрицал, что у того было высокое интеллектуальное развитие.
Если Вам интересны мои истории, ставим палец вверх и подпишитесь на мой канал — тогда истории о службе в ГСВГ будут чаще появляться в Вашей ленте новостей. Спасибо Вам за внимание!