Найти тему

Сколько времени нужно на дизайн-проект?

Пожалуй, это второй самый частый вопрос заказчика дизайнеру. И если понять стоимость проектирования просто - чаще всего, ты умножаешь площадь своего объекта на цену одного квадратного метра, которую тебе объявляет проектировщик, - то со сроками все немного хитрее.

Капелька теории. Слово "архитектор" заимствованное, переводится с древнегреческого языка как "главный строитель". В русском языке до поры до времени это слово не использовалось, а было свое название профессии - "зодчий". По версии лингвистов, слово это образовано от того же корня, что и слова "здание" и "созидать".

В современной науке это значение профессии архитектора, как того, кто "руководит процессом создания строительного объекта", трактуется чуть шире - под строительным объектом уже понимается не просто дом или офис, а среда обитания. Так и современные архитекторы, как бы, занимаются не "постройкой домиков", а упорядочиванием пространства, где живет человек, в целом; формированием всей среды его обитания.

Если быть совсем откровенным, то именно этим и занимались архитекторы что в древности, что сегодня - просто сегодня это все легло на теоретические рельсы. Раньше акцент чаще делали на то, из чего будут стены, сколько будут весить и на что опираться. Сегодня акцент на том, как будет работать и использоваться пустота между этими самыми стенами.

Так вот, к чему я это. Занимаясь своим делом главного строителя, архитектор вынужден держать в голове колоссальное количество информации и просчитывать все возможные варианты конструкций, материалов, технологий - всего, что может иметь значение для качества проекта и итоговой работы. И, к сожалению, такая загруженность профильной головы приводит к очень простому и обидному последствию:

Архитекторы и профессиональные дизайнеры - ужасно рассеянные люди.

-2

Мы работаем над созданием пространства и совершенно забываем, что есть еще и время. Мы путаем даты, постоянно пропускаем годовщины, безостановочно работаем ночами, по 10 раз кипятим остывший чайник, чтобы налить одну единственную чашку кофе.

И, к сожалению, мы совершенно не умеем составлять графики. Да, любой специалист знает, что на создание какого-то чертежа, допустим, нужно 2 часа. Но что, если ты рисуешь потолок - и внезапно понимаешь, что из-за нескольких ярусов, которые хочет заказчик, в итоге не поместится шкаф, который вы подобрали?

Ты начинаешь искать другие шкафы, которые выглядели бы точно так же, но подходили по размерам. Несколько часов ты рассматриваешь каталоги мебельных салонов, пока не понимаешь, что готового изделия нужного размера нет. Единственное решение - нарисовать заказной шкаф. Дальше ты делаешь эскизы этих шкафов, читаешь форумы и книги по тому, как правильно соединяются мебельные детали, какие бывают петли, какие припуски надо оставлять при распиле, какие виды фрезеровок использует та или иная фабрика. И вот, когда шкаф готов, ты понимаешь, что его новая конфигурация несомасштабна рисунку пола - и начинаешь искать новые полы.

Таким образом - из-за того, что дизайнер видит на чертежах и у себя в голове, как разные элементы будут соединяться в реальности, - чтобы принять одно решение, ему нужно перепроверить все остальные. Возможно, переделать их. Так два часа работы превращаются в четыре - или даже в целый день. И это еще в идеальных условиях, когда у дизайнера постоянно есть вдохновение.

Как же быть, спросите вы? Может, совсем не ставить сроки и дать дизайнеру работать так, как велит его душа? Он тогда точно перепроверит все и вся и выдаст идеальный результат, а мой интерьер опубликуют в модном журнале, и какая-нибудь светская львица купит его за три цены квартиры? К сожалению, такой вариант тоже совершенно не подходит для работы: если ты слишком долго работаешь над проектом, то просто устаешь от него, устаешь от заказчика; заказчик устает от ожидания и стройки; весь процесс просто глохнет.

Не вноси правки в десятый раз! It's a ТРАП!
Не вноси правки в десятый раз! It's a ТРАП!

Сейчас я попытаюсь рассказать вам, как я определяю лично для себя, сколько времени уйдет на проект. Итак, мы учитываем следующие факторы:

1. Реально физически необходимое время на выполнение чертежей и визуализаций. Предположим, для квартиры площадью 40 м2 самый полный комплект архитектурных чертежей (без визуализаций) можно подготовить за плюс-минус 25 часов работы, по часу с копейками на каждый чертеж - это 3-4 дня работы, либо один круглосуточный марафон (так мы тоже порой работаем). Этот срок работает, если если ты полностью знаешь все материалы, все конструкции, все вводные - и вообще не думаешь о них в процессе.

2. Некий коэффициент для учета времени "на подумать" - это то время, что ты тратишь на сопоставление элементов, увязку их, сравнение разных материалов, поиски вдохновения и вообще все-все-все, кроме непосредственного бездумного черчения. Если проект простой и без изюминки, добавить коэффициент х1,5 - 37 часов, 5-6 дней. Если в проекте сложные дизайнерские конструкции и взаимосвязи - добавляй любой коэффициент, который чувствуешь правильным. Чуйку на этот "правильный коэффициент" надо развивать, анализируя свои прошлые проекты.

3. Максимальное значение коэффициента, которые ты можешь представить - чаще всего это х10, - отражает то время, через которое ты устанешь от работы над данным проектом. В нашем примере этот срок, соответственно, составит 2 месяца. Дольше тебе просто не будет интересно заниматься подобной работой - ты потеряешь инициативу и просто перестанешь вникать во все детали проекта.

4. Время, нужное, чтобы заказчик обдумал и принял проект. В большинстве случаев каждая часть проекта проходит 2-3 итерации, соответственно, тебе просто нужно умножить время работы на количество итераций - для нашей квартиры в 40 м2 это дает 3 недели работы. К сожалению, бывает, что заказчик не до конца понимает, что он хочет, а у дизайнера не хватает слов, опыта и убедительности, чтобы донести свои идеи. Тогда количество правок может вырасти до бесконечного количества, и проект войдет в ступор - предусмотреть такое почти невозможно, можно только учиться "читать" людей, с которыми работаешь.

Проведя такие нехитрые расчеты, можно спокойно понять, сколько из своей жизни ты реально проведешь работая над проектом. И дальше надо всего лишь сравнить, хватит ли той цены проекта, на которую вы договорились, чтобы прожить это полученное время.

-4

Если не хватит, то у меня плохие новости: это фиаско, братан. Точно так же проект не получится, если цифра из 4 пункта (время согласования) больше, чем цифра 3 пункта (за сколько ты устанешь от проекта).

В таком проекте точно что-то пойдет не так, рано или поздно возникнут проблемы, и решения им не будет. Исполнитель будет думать, что его используют, а заказчик, что его обманывают. Не надо такими быть.

А чтобы проект получился, надо соблюсти одно простое условие - чтобы всем участникам он был в кайф. Во всех смыслах, чего и вам желаю.