Общаясь с посетителями или просто знакомыми, мы часто слышим в разных формах некий упрек, смысл которого приблизительно следующий: неужели у нас не могут делать хорошую акустику и свои динамики? Ответ на этот простой вопрос вовсе не столь короткий как может показаться на первый взгляд, чтобы его донести в правильной форме приходится писать целую статью-заметку.
Давайте разделим задачу на части и будем рассматривать каждый аспект поставленного вопроса по отдельности. Первая проблема начинается с определения «хороший звук», как вы уже догадались, тут мнения кардинально разделились. Вторая – определение, что есть производство: какой объем выпускаемой продукции, количество «своих» компонентов и материалов, модельный ряд.
Made in USSR. Пожалуй, ни один из современных отечественных брендов не может похвастаться такими объемами, какие были достигнуты во времена Союза. Даже я, сколько не варюсь в данной теме все равно узнаю новые для себя модели акустических систем (и усилителей) произведенных в СССР. Да, некоторые были сделаны в очень малом количестве, но кто знает, как сложилась бы их судьба, если не всем известные события.
Самые массовые конечно это S30, S90, S50. До сих пор большое количество людей сохраняет к ним теплые чувства, реставрирует, переделывает, просто сидит в тематических пабликах. Качество звука этих систем критиковать некорректно, хотя бы по причине плачевного состояния динамиков (редко можно встретить экземпляр, где сделали полную профилактику прямыми руками) в свое время они были более-менее конкурентоспособны. Да и сегодня их звучание может вполне конкурировать со стандартными «столбиками» из МДФ коими полны магазины.
Касательно звука, основная беда советских колонок кроется в динамиках, частично это связано с ошибками в проектировке с другой стороны – проблема культуры производства. Были потенциально интересные динамики, по разным причинам так и не доведенные до ума. Погоня за количеством неизменно сказывалась на качестве, но если сравнивать идеальные образцы, то они не сильно уступали западным фирмам.
Главное что производство колонок в СССР было самодостаточным, короче не приходилось закупать комплектующие в других странах, да и теоретическая база внушала уважение. Недостатки колонок компенсировались пытливым инженерным умом их обладателей, легко найти огромное количество вариантов модификаций от разных авторов. Увы, история не терпит сослагательных наклонений, если бы исправили то, если бы не случилось это… Возможно мы бы несколько производств с оснащением не хуже чем показано в этом ролике.
Переходим к современности. Ни одного крупного производства (на территории РФ) с полным циклом нет, чтобы от намотки катушки индуктивности до отдела разработок с хорошим набором измерительной аппаратуры. Колонкостроители наших дней это небольшие фирмы со своими слабыми и сильными сторонами (инструментальная база, специалисты-акустики).
Качество звука по сравнению с S90 в среднем получается выше: используются хорошие динамики, материалы не экономятся, хотя бы тот же клей. Пожалуй, наиболее к идеалу приблизилась компания «Диффузор», возможности которой позволяют сделать все: от корпуса АС до Hi-End динамика с подмагничиванием, измерить калиброванным измерительным оборудованием.
Довольно много людей, которые любят хороший звук, делают акустику самостоятельно. Вращаясь в мире аудио, складывается впечатление, что у всех есть знакомые, которые могут сделать если не колонки, то хотя бы усилитель. Получается замкнутый круг - те, кто много знают о колонках, сделают их сами (и продают), и наоборот, кто мало знает – в них особо не нуждается. На авито в любой момент вы можете ознакомиться с результатами их труда в разделе «акустика».
О грустном.
Не увлеченные филофонией граждане заняты множеством полезных дел, а если им требуются колонки, то идут в большой магазин и покупают Microlab, Sven, Edifier, Monitor Audio которые адекватно звучат за свои деньги. На рынке портативных колонок тоже есть короли, кумиры молодежи, их имена у всех на слуху: JBL, Bose. Но предположим мы попытаемся удовлетворить их запросы.
Приблизиться по стоимости к азиатским гигантам почти невозможно, если не выводить задачу по производству акустических систем в ранг государственного значения. Обеспечивать сравнительно высокое качество продукта при низкой цене и не быть при этом гигантом – абсурд. Немного найдется видов предпринимательства более хлопотных, чем микро-производство. У малого производства мало денег, поэтому оно и малое, соответственно нуждается в поддержке и дисконтах, которых нет.
Будучи не в состоянии обеспечить полный цикл, предприниматель вынужден сотрудничать с подрядчиками и тут выясняется, что планка для минимально выгодного заказа значительно превышает годовые потребности производства. Бывает, что поставщик или вообще отказывается продавать 10 штук чего-нибудь или просто дает невыгодную цену. Винить тут некого, в каждом конкретном случае есть четкая причина: химию для анодирования нет смысла разводить на две детали, отвлекать сотрудников от производства и.т.д.
Завод Genelec, Финляндия, почти полный цикл, кроме переработки алюминия (банок)
Кадровый вопрос. Умельцев-мастеров (в хорошем смысле) и технически одаренных людей у нас более чем хватает, они могут делать уникальные вещи, в подтверждение тому множество интересных патентов. Чтобы получить доступный для рядового потребителя продукт - нужно серийное производство, когда умельцев собрали в команду, распределили обязанности, наладили четкую структуру (сбыт, снабжение, ОТК, сборочный цех и.т.п), дисциплину.
Большинство индивидуальных мастеров «акустического цеха» на дух друг друга не переносят, это свободные художники, чтобы их объединить в одно НПО, нужны просто невероятные усилия. То есть сначала требуется где-то взять серьезнейшие долговременные инвестиции, но отобьются ли они, вот в чем первый и последний вопрос загнивающего капитализма.
Остается другой вариант – элитная акустика, Hi-End, где наценка выше, а конкуренция вроде как меньше. НО! Человек, который хочет потратить солидные деньги на колонки, при этом не особо разбираясь в вопросе, в первую очередь выберет бренд который внушает больше доверия. Если учесть что салоны предпочитают работать с импортными марками, то получается замкнутый круг, в который очень тяжело втиснуться.
Хорошие новости: динамики сейчас делают.
На удивление много фирм может или делает сегодня динамики, особенно профессиональные, их еще называют концертные. Было бы нечестно оставить вас без доказательств, не называть конкретные бренды, поэтому ниже мы приведем несколько ссылок, чтобы вы могли посмотреть продукцию отечественных компаний, там будут не только динамики и не только концертные.
http://www.evmaudio.ru/catalog/94/
Нас иногда спрашивают: какие отечественные головки для бытовой акустики можете посоветовать? Ответ такой: в настоящий момент отечественных Hi-Fi динамиков, сопоставимых по качеству/цене/звуку со Scan-Speak, Seas, Vifa (Peerless), Morel, Sb-Acoustics – НЕТ, особенно это касается купольных ВЧ и СЧ излучателей.
Чтобы делать хорошие динамики для домашнего аудио (Hi-Fi/Hi-End) по приемлемой цене, должно быть серийное производство с современным оборудованием, так сказать «европейскими» условиями (а следовательно качеством) труда.
Фирмы, которые технически могут выполнить задачу существуют, например тот же «Диффузор», но необходимы вложения для подготовки массового производства: разнообразные формы, оправки, кондукторы, пресса.
Реализовывать Hi-Fi динамики на внутреннем рынке некому - производителей акустики со стабильными продажами не наблюдается (динамики должны отгружаться ящиками), продать же нашему технически грамотному потребителю даже пару динамиков бывает не просто. Работникам же нужна достойная и стабильная заработная плата, инвестору нужен не менее стабильный возврат его денежных средств, желательно с прибылью, налоги, аренда, реклама и.т.д.
Итоги
Возможно, вам показалось, что я излишне пессимистичен. Создать производство, конечно же, реально. Скажу больше, одного хорошо организованного (современного), среднего по размерам завода вполне бы хватило, чтобы обеспечить всю огромную страну (в идеале все страны СНГ), даже с некоторым запасом на экспорт.
Экспорт это сложно, но возможно, подобные фирмы у нас уже есть. Как правило, они занимаются динамиками и компонентами, т.к. колонки габаритные и без серьезных объемов перевозить их в небольшом количестве крайне невыгодно. Главный критерий для экспортной продукции не только цена, а комплекс характеристик, в том числе наличие в стране, где продается продукция сертифицированных сервисных центров. Провернуть такое в должном масштабе без государственной поддержки очень и очень сложно.
Как обеспечить условия для отечественных производителей? Прежде всего, создать дефицит аппаратуры иностранного происхождения, короче поставить лимит на ввоз всяких там фокалов и танноев, в том числе б\у, т.е. винтажа. В противном случае, с учетом жесткой конкуренции по цене и качеству, потенциала рынка не достаточно для того чтобы поддерживать на достойном уровне такое предприятие или хотя бы дать ему набрать "обороты".
С динамиками, особенно профессиональными (для концертных колонок) все намного лучше, они более востребованы, культурно-массовые мероприятия проводятся постоянно, зимой и летом. Колонки выходят из строя под воздействием жары, влаги или кривых рук, суть одна – подлежат замене, полностью или частично. Тут и возникает вопрос – брать китайские изделия (акустику, динамики) или наши, приятно, что по сумме факторов потребитель часто делает выбор в пользу отечественного производителя.