В наши дни в автоспорте остаётся всё меньше и меньше простора для творчества инженеров. Технические требования довольно жёсткие и охватывают все аспекты подготовки гоночных автомобилей. А ведь были времена, когда создатели спортивной техники проявляли чудеса изобретательности, стараясь улучшить результаты своих автомобилей.
Впрочем среди этих экспериментов хватало и откровенно дурацких решений. Об одном из таких глупых экспериментов я сегодня вам и расскажу…
1978 год. Lombard RAC Rally. Заключительный этап чемпионата мира по ралли. Итоги чемпионата устаканились ещё до старта, всё уже решено – серию выиграла команда Alitalia FIAT, а в зачёте Кубка пилотов лучшим стал гонщик того же коллектива Маркку Ален. С точки зрения набора очков финальная гонка сезона уже ничего не решала, поэтому итальянцы решили попробовать использовать RAC Rally для необычного эксперимента.
Судьи, технические комиссары, гонщики-соперники, зрители и журналисты – абсолютно все пришли в изумление, когда увидели FIAT 131 Abarth, на котором в Великобритании должен был выступать ныне легендарный, а тогда ещё просто немецкий гонщик Вальтер Рёрль.
Дело в том, что кресло штурмана Кристиана Гайстдёрфера оказалось перенесённым… назад! При этом оно было установлено по центру машины – на фотографиях хорошо видно, как и где по ходу гонки сидел Кристиан.
Зачем это было сделано? Команда утверждала, что подобное расположение кресла штурмана меняло развесовку машины, улучшало сцепление колёс с дорогой и обеспечивало серьёзный прирост скорости – «на одну секунду с мили».
Тест-пилот итальянской команды Джорджо Пианта – а вот он как раз уже тогда был легендарной личностью – откатал два варианта автомобиля: с сиденьем штурмана, установленным сзади справа и сзади по центру. Вариант «сзади справа» лишь ухудшил поведение автомобиля, а вот «сзади по центру» – улучшил. Его и оставили.
Чем же закончился эксперимент? По ходу 1978 года Вальтер Рёрль выиграл два этапа чемпионата – греческое Ралли Акрополис и канадское Ралли Critérium Molson du Québec.
В Великобритании немец показал лучшее время лишь на трёх из семидесяти шести спецучастках и закончил гонку только шестым – в полуминуте от победителя, которым стал Ханну Миккола.
Очевидно, что эксперимент оказался неудачным. Впрочем судьи решили, что даже в этом случае лучше подстраховаться и на всякий случай запретить подобные опыты – после окончания гонки было официально объявлено о запрете внесения таких изменений.
Машина же Рёрля – FIAT 131 Abarth с номером TO R88538 – была переделана обратно в нормальную, прослужила в команде ещё два года и была "списана" в аварии на ноябрьском Pohjola Ralli 1980 года, где её разбил Маркку Ален.
Фото из моего архива