Добрый день, коллеги по резиновым колесам. Долго я молчал, но накипело. Думаю, не я один заметил взрывной рост цен на горючее в последние месяцы, недели и, даже дни. Судя по всему, счет сейчас уже идет даже на часы.
То что сначала приобретало черты "подготовки к посевной" или "выборы закончились" стремительно преображается в "шеф, все пропало".
Обилие публикаций в СМИ в основном мусолят "акцизы", а комментарии сводятся к
— что такое нефть дешевеет, бензин дорожает, нефть дорожает — опять дорожает
— даешь зарплаты как в Европе
— Все украдено до нас
— Не раскачивайте лодку, расплескаю из ладошек собранный с асфальта бензин.
Главный же вопрос, который успешно маскируется обсуждением роста акцизов — это почему при возврате нефти к заветным 80 (ниже которых, как известно, мировая экономика рухнет, правда рухнула в основном в РФ и некоторых других нефтедобывающих странах) — бензин столь же успешно не возвращается к 35-32р.
Акцизы ли тут виноваты?
Влияние акцизов на цену топлива многие склонны воспринимать как основной драйвер роста цен.
И правда, за последние годы, стремясь найти хоть кого-то среди народа, кого можно успешно выдоить правительство, естественно, обратило свой взор на не бедных автомобилистов, готовых платить транспортный налого, ОСАГО ну, и, естественно за топливо.
Величина акцизов за эти "кризисные годы" выросла существенно.
Так, в 2014 году бензин 5 класса облагался 6450р за тонну, что касается евросолярки, 2014 год был отмечен 4767р акцизов за тонну.
Вообще рост акцизов предполагался и тогода, в тучные годы. Так, предполагалось что к 2016 году акциз на соляр достигнет 5970р за тонну.
Стремительно нарастающий дефицит бюджета из-за резкого падения стоимости нефти вызвал потребность в пересчете планов, но тем не менее реальный акциз на соляр весной 2016 года составил 5293 р за тонну, что даже ниже докризисных планов.
Акциз на бензин 5 класса в 2016 году составил 10130р за тонну. Таким образом, акциз почти удвоился относительно 2014 года.
Для меня на самом деле в акцизной истории непонятно, почему цена на соляр росла также стремительно как на бензин, при меньшем темпе роста акцизов. Но позднее мы поймем, в чем собака порылась.
На 2018 год мы пришли с акцизными ставками:
Бензин 5 кат. — 11213р за тонну (с перспективой повышения с июня до 11892р.)
Солярка — 7655р. за тонну (с перспективой повышения с июня до 8258р за тонну).
Много ли это — несомненно много. Но тем не менее, рост цен явно носит характер опережающего относительно роста акцизов — особенно учитывая как поджимали маржу весь прошлый год АЗС, стремясь не "портить картину" накануне выборов президента.
Обвинить АЗС сейчас в попытке "вернуть сверхдоходы" — некорректно — взрывной рост цен начался в первую очередь на оптовых торгах топливной биржи, и некоторые АЗС сейчас возможно не очень сводят концы с концами, особенно не относящиеся к сетевым, где часть выручки генерируется сопутствующим "кофием, товарами". Живую картинку этого я сегодня наблюдал на двух соседних заправках буквальоно на расстоянии 100 метров — ТНК с 92м по 41,7 и "нонейм" с 92м по 43,9 (!)
Итак, акцизы росли, но цены росли быстрее. Акцизы пообещали не увеличивать, и даже сократить (о, добрые царь-батюшка и бояре!), но как это скажется на цене топлива? Вернется ли соляр и 92 в рамки "ниже 40"?
К сожалению нет. На самом деле причина роста цен лежит в нефтеориентированности нашей экономики (открыл секрет, ага).
В то время, как все нефтеимпортирующие страны стремительно снижали и ополовинивали цены на горючее при падении нефти к 30 долларам за баррель, а такие страны как США, которые хотя и являлись нетто-импортерами, тем не менее добывали 9 миллионов баррелей нефти в день и тоже роняли цену на горючее (поскольку у них нет зависимости выживания от экспорта нефти и их нефтедобытчики встроены в конкурирующую мировую цепочку), в РФ горючее тем не менее постепенно росло в цене вверх.
Как же это так?
На самом деле все просто. До заключения эпохального соглашения с аудитами все было просто — чем больше нефти продашь, тем хоть как-то компенсируешь падение цены. И нефть с внутреннего рынка высасывалась в пользу экспорта, что не стимулировало падения цен. Также надо учесть, что на самом деле после девальвации 2014 гоода топливо в РФ действительно стало по мировым меркам (и мировым валютам) — сверхдешевым.
Из одного бакса за литр оно стало стоить полбакса, а иногда и дешевле.
Да, разумеется нам, живущим в РФ и получающим доходы в рублях от этого утешения мало, но это объясняет почему нефтедобывающим компаниям было выгоднее экспортировать нефтепродукты за доллары, а не продавать нам за рубли "задешево"
Так, если в 2013 году в среднем за год было экспортировано 151,7 млн тонн нефтепродуктов, то в 2014 уже 165,3 млн тонн, а в 2015 171,7 млн тонн.
Итак, причина повышения цен на топливо в 2014-2016 годах (относительно умеренное — особенно с точки зрения роста цен на непродовольственные импортные товары) — акцизы, сокращение предложения и попытка вертикально-интегрированных нефтяных компаний не уйти в минус хотя бы на внутреннем рынке. Для них сокращение цены нефти на мировом рынке на ее себестоимость на рынке РФ не влияло никак.
И действительно, рост цен, как я уже написало выше, был щадящим.
Интрига же заключается в том, почему растет цена на горючее сейчас, при росте цен на нефть, причем взрывным образом. И насколько доброе правительство спасет нас от продолжения роста снижением акцизов.
Ответ печален и поучителен — не спасет. Потому что в лучших традициях, то что правительство отдает одной рукой (сокращение акцизов), оно стремительно забирает другой рукой.
Для того чтобы понять этот тезис, вернемся к цене доллара в рублях и к такой производной как "бочка в рублях" — цена барреля брент в рублевом эквиваленте. Почему это важно для нас? Цена доллара в рублях — есть показатель доходов бюджета от налогообложения экспорта, в первую очередь нефтяного.
А бочка в рублях — квинтэссенция этого налогообложения и прибыли нефтеэкспортеров.
Здесь мы видим наглядно, как росли доходы в рублях у нефтеэкспортеров и, как следствие и бюджета.
После взрывного падения нефти в 2014 году эти доходы стремительно начали падать, и их не компенсировало столь же стремительное возрастание цены доллара (в том числе и за счет геополитики).
Правительство естественно пустилось во все тяжкие, разбазаривая накопленные фонды и активно занимая деньги на внутреннем рынке за счет ОФЗ (облигации федерального займа). Ну и естественно, никто даже не думал о торможении роста курса доллара, потому что этот самый рост:
а) хоть как-то компенсировал падение доходов за счет экспорта в рублях (а все обязательства бюджета они рублевые в основе)
б) теоретически поднимал "!конкурентоспособность" наших экспортеров, сокращая их издержки в валюте (меньше ФОТ и прочие расходы внутри страны в пересчете на валюту) и позволяя снижать мировые цены.
Рассмотрение того, почему наш экспорт так и остался сырьевым в основе и не заменился массовым экспортом массовых высокотехнологичных продуктов мы оставим для другого выпуска, а сейчас сосредоточимся на ключевой мысли:
Правительству был ВЫГОДЕН высокий курс доллара.
Нефть после достижения лоя в январе 2016 года начала расти, политические риски постепенно соокращались и от рекордных 83+ рублей за доллар мы начали откатываться преодолев сначала рубеж 70, а потом и 60 рублей за доллар. Ниже — уже туго и на 55 мы встали, несмотря на активную помощь нерезидентов забегающих в наши выгодные ОФЗ, попутно продавая валюту на бирже и закладывая мину, которая не могла не взорваться.
Собственно, тут и стало помогать минфину бюджетное правило "отсечения" всех доходов бюджета с цены нефти выше 40 долларов за баррель. И именно это бюджетное правило сейчас:
а) помогает держать курс доллара выше ключевой отметки 60,8р за доллар (пробитие этого уровня вполне может вызвать уход ниже 60 и далее)
б) приводит к продолжению наращивания долгов бюджета в ОФЗ
с) росту цен на горючее
Забавно, да, как в чисто финансовые эффекты попало наше горючее?
Пункты а и б я рассмотрю в отдельном выпуске, а сейчас вернемся к топливу.
Если посмотреть на график рублебрента выше, то видно, насколько цена барреля в рублях выросла космическими темпами. По идее, возврат нефти к 80 должен был вызвать ревальвацию рубля в район 50 рублей за доллар, или даже 45 рублей за доллар. Рублебрент бы остался в приемлемом диапазоне 3600-3800.
И горючее в цене росло бы только за счет роста акцизов.
Но на текущий момент всем вертикально-интегрированных нефтедобывающим и экспортирующим компаниям РФ безумно выгодно продавать весь переработанный нефтепродукт за границу, так как в рублях они получают сверхдоходы (договор с ОПЕК регулирует/ограничивает в основном массовый экспорт нефти, а не бензинов). И чтобы рентабельность продажи горючего в РФ сравнялась с рентабельностью экспорта, цена бензина должна вырасти существенно выше 60 рублей. Нефть бОльшими объемами продавать нельзя, зато переработанный продукт — можно, особенно через небольших трейдеров.
Вот чем вызван столь резкий рост цены топлива на оптовом биржевом рынке (более чем на 5р за месяц), сокращением предложения и ростом цены.
Т.е. повторю простую цепочку: закупки минфином валюты и срабатывание мины про которую я писал -> рост доллара в рублях -> рост выгодности экспорта нефтепродуктов -> подтягивание цены топлива в рублях к мировым ВАЛЮТНЫМ ценам.
Итак, наше дорогое правительство, в попытках обуздать непрестанный рост цен на топливо выбрало самый отвратительный вариант — под названием "пацанские договоренности о заморозке цен".
Почему же этот ход самый отвратительный?
Во-первых, это не рыночный механизм. Это означает, что в убыток попадут те, кто либо слишком мал и не имеет запаса прочности, либо кто не входит в крупный пул получающих основную прибыль от экспорта.
Говоря на пальцах — независимые АЗС при дальнейшем росте оптовых цен на бирже и удержании цены основными сетями будут вынуждены торговать себе в убыток или закрыться. Что, кстати, влечет за собой первый профит для "договорившихся" — сокращение и выдавливание с рынка слабосильных конкурентов
Во-вторых, как известно, ни одна договоренность о заморозке цен с нефтепроизводителями не была длительной. Как правило, через 3-5 месяцев находилась "объективная причина" к "чуть-чуть" увеличению цены в "рамках инфляции".
А это значит что осенью мы можем увидеть новый раунд попытки догнать европейские цены, если не изменятся базовые к этому стимулы, рассмотренные в прошлой статье — рост курса доллара к рублю и рост цен на нефть на мировых рынках.
В-третьих, "заморозка" лукаво предполагает, что даже при наличии стимулов к снижению цены, нефтепроизводители имеют полное право цены не снижать! В связи с этим поистине макиавеллиевский ход заморозить цену на показателях мая при том что с июня снижаются акцизы. Так что даже если случится удивительно чудо, и цена на нефть отойдет к 65-70 (первые цели возможной коррекции) и бакс при этом опустится ниже 60 (например на обсуждении снятия санкций Европой в пику США) — цены будут стабильны (ну пока не начнут расти осенью).
Вообще, это определенная азиатская, если не сказать хуже, дикость, решение рыночных проблем в рыночной экономике путем неформальных договоренностей о "социальной ответственности". Вместо того, чтобы последовательно повышать обязательные нормы продажи топлива на внутренней бирже, что снизит цену для независимых АЗС, а вертикально-интегрированных нефтепроизводителей вынудит меньше нефти гнать на экспорт и большо перерабатывать в топливо внутри страны, мы играем в "гусский гусского не обманывает" и "пацан слов держит".
Отмечу, что в вопросах выгоды государства, например, тех же самых налогов, никаких договорняков нет — "ну парни, платите по честному кто сколько сможет". Нет, тут государство четко блюдет свои проценты, хотя иногда и меняет их под действием нефте-лобби. Когда же речь заходит о гражданах, о которых собственно и призвано заботится государство начинаются неформальные методы, которые ничего не гарантируют.
Грубо говоря, текущая норма продажи минимум 10% от произведенного НПЗ топлива на бирже и текущей конъюнктуры цен на нефть приводит к тому, что продается естественно минимум. Да и общий объем выработки НПЗ например Лукойла, как других вертикально-интегрированных нефтепроизводителей, естественно снижают, чтобы больше нефти шло на экспорт.
В итоге дефицит вызывает рост цен у независимых АЗС, а за этим ростом цен подтягивают свои цены и вышеупомянутые "вертикальщики".
Простое законодательное увеличение нормы продажи до 25% (за что кстати давно ратует ФАС, правда только до 15%) мгновенно изменит формат спроса и предложения, так как:
1) Даже от текущего производства 25% вызовут падение цен на бирже, или, по крайней мере стабилизацию
2) Чтобы компенсировать это проданное топливо в своих сетях, вертикальщики будут вынуждены увеличивать производство гороючего на НПЗ до максимума, и значит 25% станут еще жирнее.
Дальше закон спроса и предложения будет калибровать цену, естественно в какой-то момент рынок насытится горючим, и цена после спада (ориентировочно, если учитывать снятие акцзов, на 4-5 рублей) опять поползет вверх, но этот рост будет куда более скромным, а там, глядишь, и доллар припадет (во что верится пока слабо с текущей политикой).
Но нефтяное лобби, естественно, категорически не согласно на такой поворот событий.
В итого договоренности можно оценить так:
1) Им зафиксировали цену на локальном пике (а вернее на текущий момент на глобальном пике)
2) Им по сути дали преференцию против независимых АЗС
3) А потом еще пироженка — снижение акцизов, которые никто конвертировать в снижение цен не будет.
Потому что а) — зачем, если договорились "заморозить" б) а кто заставит — независимые АЗС снизить цены не смогут, так как спотовые цены не упадут все равно, значит конкуренции не будет.
Подводя сухие итоги:
Правительство в очередной раз налюбило свой народ, причем так хитро что выглядит "спасителем", приструнившим "проклятых капиталистов"
"Проклятые капиталисты" — получили гарантированные высокие цены, снижение акцизов и устойчивое конкурентное положение на рынке.
Что получили автомобилисты — ну вы на заправках гляньте просто на цены…
Опубликовано с разрешения автора: D-AVerk
Оригинальная статья: https://www.drive2.ru/b/503360822316106395/
И да, тут могла быть ваша реклама :) blog@4llc.ru