Найти в Дзене
Время и Право

Усилия Владимира Мономаха по сохранению единства Руси

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 год
Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 год

Великий киевский князь Владимир Мономах (1053 — 1125 гг.) проявил себя одним очень мудрым и дальновидным правителем Руси. Во время его правления процесс раздробленности на Руси уже начался — нарастал кризис феодального общества и слабели силы, связывающие политическую организацию государства.

Чувствуя, какими бедами может обернуться разобщенность и междоусобицы между князьями для всей Руси, Владимир Мономах активно пытался объединить князей вокруг общей идеи.

О его политических взглядах можно узнать из «Повести временных лет» и собственных произведений князя: «Поучения детям», «Отрывка (автобиографии)», «Послания Олегу Черниговскому», объединенных под названием «Поучение Владимира Мономаха». Эти «Поучения...» примечательны тем, что являются единственным развернутым политическим и моральным наставлением, созданным не духовным лицом, а государственным деятелем.

Картина «Русские князья заключают мир в Уветичах». Художник С. В. Иванова.
Картина «Русские князья заключают мир в Уветичах». Художник С. В. Иванова.

В «Повести временных лет» есть описание Любечского съезда, на который 1097 г. собрались князья после междоусобных войн. Владимир Мономах был активным участником съезда. Собравшиеся князья говорили друг другу:

«Зачем губим русскую землю, сами между собой устраиваем распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны».

В итоге князья договорились:

«Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей».

Летописец сообщает, что это решение было скреплено крестным целованием и уговором коллективно воздействовать на нарушителя клятвы:

«И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская».

Уговор был нарушен сразу после съезда: волынский князь Давыд Игоревич подговорил киевского князя Святополка Изяславовича против теребовльского князя Василька. Последнего заманили в Киев, пленили и выкололи глаза.

Это преступление нарушало не только уговор о единстве Руси, но и моральные нормы о братстве, родстве русских князей. Владимир Мономах ужаснулся, когда узнал эту новость. Глубокой скорбью и объединительным мотивом проникнуто было его восклицание:

«Воистину отцы наши и деды соблюдали землю Русскую, а мы хотим погубить».

Государственное единство было необходимо не только для внутренней упорядоченности властных отношений, но и для обороны государства, поскольку Русь соседствовала с недружелюбными кочевыми племенами.

Владимир Мономах был сторонником удельно-лествичной системы, которая могла обеспечить единство Древнерусского государства. Удельно-лествичный порядок осуществления и наследования княжеской власти предполагал, что при нем члены династии соучаствуют в государственном управлении, а князья переходят из одного княжества в другое по старшинству. В результате у каждого появлялся шанс получить со временем великокняжеский «стол».

При такой системе попытка мятежа в равной степени нарушала бы права всех членов княжеского рода.

В «Поучениях детям» Владимир Мономах писал о том, что князь должен безусловно подчиняться старшему князю, не враждовать с другими князьями, избегать ненужного кровопролития и тем самым сохранять мир и стабильность в государстве.

Картина «Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком». Художник А. Д. Кившенко.
Картина «Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком». Художник А. Д. Кившенко.

Как нужно сохранять единство и превозмогать соблазны завладеть чужим княжеством Владимир Мономах показывал своим примером.

На призыв братьев выгнать Ростиславовичей их волостью князь ответил:

«Хоть вы и гневайтесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

Поводом для написания «Послания Олегу Черниговскому» послужило убийство в ходе междоусобной распри сына Мономаха — Изяслава. Князь нашел в себе силы не мстить, а выступить с призывом о примирении, ставя государственные интересы выше личных. Он согласился с другим своим сыном:

«Договоримся и помиримся … не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут они пред Богом; а Русскую землю не погубим».

Владимир Мономах стремился к прекращению междоусобных войн и надеялся, что Олег пришлет ответную «грамоту… с правдою», получит «добром» свой удел, и тогда «лучше будем, чем прежде».

Идея государственного единства была центральной для всех произведений Владимира Мономаха. Представления об этом были не только четко выражены, но и неукоснительно соблюдались самим князем.

-------------------------------

Источник: Сосенков Ф. С. «Об идеях государственного единства в политико-правовых взглядах Владимира Мономаха» // Журнал «История государства и права». 2014, № 9. Стр. 37 — 40.

-------------------------------

Понравилась статья?

  • Ставьте лайк, делитесь статьей в социальных сетях и подпишитесь на канал «Время и Право», чтобы не пропустить новые материалы.
  • Тех, кто интересуется современным правом, я приглашаю в мою группу «ВКонтакте». Там мы ищем правовые смыслы современности.