Как и первые строки, последние тоже запоминаются редко. (На самом деле – спорю на шоколадку – вы не сможете вспомнить финальные строки ни одной из пяти последних книг, которые вам понравились.) Запоминаемость слов сама по себе не так важна, как запоминаемость чувств, которые они вызывают у читателей. Давайте посмотрим на последние предложения пяти моих любимых книг:
«Хукер ещё не дошёл до Раппанахока», - сказал он. - Мы должны заставить его перейти Потомак, а сами должны вторгнуться в Пенсильванию. («Длинный список» Мэри Джонстон)
Вин закрыла глаза, погружаясь в ощущение тепла, которое давали объятия. И поняла, что это и было то, чего она по-настоящему хотела. («Рождённый туманом: Последняя империя» Брендона Сандерсона)
- Зачем же, сэр? - улыбнулся швейцар. - Не беспокойтесь насчёт срочности - вон и сам сэр Джозеф, поднимается по ступенькам, опираясь на руку полковника Уоррена. («Обратная сторона медали» Патрика О'Брайана)
И после этого иногда почти казалось, что вражеских самолётов в небе стало меньше. («После Дюнкерка» Милены МагГроу)
- Я так боюсь, Кайлар.
- Я тоже.
Она взяла его за руку. («Путь тени» Брента Уикса)
Что же есть такого в этих строках, что они заставили эти книги запомниться мне? Каким образом финальные строки помогли этим историям врезаться в память и остаться в моей голове на долгое время после того, как я прочитала книги? Рассмотрим несколько факторов:
1. Подведение итогов. Последние строки книги – это её конец, даже если это часть серии книг (каковыми являются все книги, которые я перечислила, за исключением «После Дюнкерка»). Последние строки должны дать читателю ощущение завершения; ощущение, что основные вопросы сюжета разрешены, и читатель может смело оставить персонажей, не переживая о том, что с ними снова случится какое-то потрясение. В примерах выше в «Рождённый туманом» главная героиня находит безопасную гавань в любовных отношениях; в «Обратная сторона медали» герой срывает вражеские планы, когда прибывает разведчик; в «После Дюнкерка» положено начало окончанию Битвы за Британию.
2. Основная мысль. Основная мысль – это сердце истории. Мы одеваем историю в наряд из сюжета и персонажей, но основная мысль – это то, о чём рассказывает история. Поэтому наше последнее предложение обязательно должно в последний раз всколыхнуть соответствующие эмоции. Хотя не во всех примерах это очевидно вне контекста, все книги выше в своих последних строках акцентируют внимание на своих темах: войны, любви, доверия, надежды и прощения.
3. Ритм повествования. Последние слова – и все подводящие к ним строки – должны иметь подходящий ритм, чтобы подвести читателей к инстинктивному осознанию приближающегося конца истории. Подобно мелодии, которая достигает пика и затем утихает, чтобы облегчить слушателю переход к тишине, так и конец книги должен сбавить обороты, чтобы облегчить читателям обратный переход из истории на их уютный диван или кресло. Строки, приведённые выше, разные по длине, но большинство из них - короткие чёткие предложения, которые предварялись более длинными параграфами, использованным авторами для того, чтобы помочь отойти от бурного экшена их историй и донести до читателей последнюю важную мысль, прежде чем они будут свободны.
4. Прощание. Не в каждой финальной строке мы найдём главного героя. Иногда вместо того, чтобы окончить повествование на линии главного героя, авторы "отводят назад" камеру, чтобы показать читателям панорамную картину истории. Однако чаще всего последние слова - это последний шанс попрощаться с персонажами, и для автора, и для читателя. "Длинный список", "После Дюнкерка", "Путь тени" - все упоминают главных героев в последних предложениях. В "После Дюнкерка", где повествование ведётся от лица главного героя, мы читаем последние мысли персонажа. В сравнительно неожиданной концовке "Обратная сторона медали" мы читаем реплику, которую, как уже к тому времени знают читатели, главный герой ждал с огромным нетерпением.
5. Непрерывность. Наконец, как мы уже обсуждали, последние строки должны также давать понять, что история не окончена, и что, по факту, жизни главных героев продолжатся даже после того, как читатель закроет книгу.
Хорошо написанные заключительные слова должны оставить ваших читателей с ощущением, что вы сказали всё, что должны были, и в то же время служить стартовой площадкой для их воображения, которое устремиться ввысь в свой собственный полёт фантазий о том, что случится дальше. 25
«Длинный список» оставляет читателя смотрящим вперёд, в направлении предстоящей битвы при Геттисберге. «Рождённый туманом» заверяет нас, что главная героиня будет двигаться вперёд, имея надёжного партнёра. «Обратная сторона медали» сводит все концы сюжета, и мы со свистом улетаем в следующую часть серии. В «После Дюнкерка» уставшие надеяться начинают верить в то, что война когда-нибудь закончится. «Путь тени» даёт почувствовать и незаконченность (и таким образом обеспечивает ощущение продолжения), и расставленные точки в отношениях между двумя главными героями.
Ваши последние строки будут очень сильно зависеть от той истории, что им предшествует: её тона, ритма и настроения, которое вы хотите передать в финальном предложении. Однако если вам удастся включить все или почти все эти элементы в свои заключительные слова, то, возможно, вы будете очень близки к созданию концовки, которую читатели запомнят на всю жизнь.
Перевод всей книги можно прочесть здесь: http://sochinitell.ru/node/9638