Советская армия использовала только обычные подвалы, которые повсеместно находятся чуть ли не под каждым домом и не вызывают никакого удивления. Но это составляло не более 25% от того великолепия, которое оставили европейские строители прошлого века. Часть п/п 42030 размещалась в зданиях, которые были построены ещё до прихода к власти нацистов. Над их возведением трудились французские военнопленные времён Первой мировой войны. После поражения в ней Кайзеровской Германии многие из них не покинули место и продолжили работу уже на платной основе. Основной комплекс строений Альтес Лагеря всегда представлял собой казармы. В годы Третьего рейха они вошли в сложную систему авиационных предприятий, ремонтных мастерских и военных авиационных школ. Это отражалось не только на характере наземных, но и подземных систем.
В период дислокации в этих местах советских частей подземные помещения, туннели, проходы, колодцы и всё подобное было полностью заброшенным. Во время моей службы наличие подземелий обрастало легендами, поэтому достаточно трудно сказать определённо, что было в действительности. Иногда правда похожа на миф, а легенда на реальность.
Рассказывали, что в 70-ые годы молодой командир взвода, во время учебной тревоги, смог переместить личный состав от места его расположения в казарме до аэродрома всего за несколько минут. Бегом бойцам пришлось бы добираться минут сорок, а его взвод оказался на месте примерно в течение десяти. Была использована старая немецкая подземная канатная дорога. Пассажирские вагонетки она перемещала по специальным туннелям, оснащённым системой тросов и канатов. За это ретивый лейтенант получил строгий выговор. Вся старая немецкая техника в любой момент могла выйти из строя. Канатную дорога приказали разобрать, а вход в туннель забетонировали.
С помощью других ходов деды уходили в самоволки или пробирались в соседние части. Кто-то искал немецкие клады и легендарный винный погреб, а кто-то делал на подземных этажах тайники. Сантехник нашего взвода рассказывал, что в некоторых местах под рембазой были целых 15 этажей. Он просто знал, что подземный авиационный завод, который многие считали вымыслом, на самом деле существовал и представлял собой комплекс разрозненных цехов, со своими системами жизнеобеспечения и энергоснабжения.
На территории части находился навес старой и давно демонтированной бензоколонки, а под ним распределительный щит. В 1987 году в Центре ГДР произошла крупная авария, которая оставила без электроэнергии весь Ютербог, Альтес Лагерь и другие населённые пункты, а так же советские военные части, что находились в этой области. У нас запустили дизели и ждали, когда немецкие инженеры приведут всё в порядок.
Однако в это же время мы кипятили чай в электрочайнике, который подключали к двум клеммам в уже упомянутом щиту. Откуда-то из подземелий к нему тянулись старые провода, а они всегда были под напряжением. Предполагали, что жила идёт к подземной электростанции, работающей от подземного водопада. Вполне возможно, что у этой загадки была и более простая разгадка, но какая?.. Как бы то ни было, но автономные источники питания в части существовали как-то сами по себе. Эти клеммы нам показал прапорщик связист, который начал службу ещё в 70-ые годы. Более никто про них не знал, иначе попытались бы использовать в дни той аварии.
Сразу за этим грибком-навесом стояла огромная ёмкость. Во времена Рейха она предназначалась для бензина. В 70-ые годы её зачем-то выкопали, хотели как-то использовать, но потом забросили. Она была изготовлена в 1938 году, на заводах легендарного Круппа, о чём свидетельствовало характерное клеймо. Предположим, что её выкопали в 1975 году. 37 лет под землёй и 12 на поверхности. При этом не было никакой ржавчины, только небольшие вкрапления. Вот такой нержавеющий металл. Так что я не очень удивлюсь тому, что и до сих пор, где-то в глубоких подземельях, в автоматическом режиме, работают немецкие гидроэлектростанции, созданные в 30-ых годах.
Если Вам интересны мои истории, ставим палец вверх и подпишитесь на мой канал — тогда истории о службе в ГСВГ будут чаще появляться в Вашей ленте новостей. Спасибо Вам за внимание!