На сегодняшний день на рынке продаж готового бизнеса трудится армия агентов, оказывающих посреднические услуги в этой сфере, и которых называют бизнес-брокерами. Что же это за специалисты, каковы их функции, для чего и в каких случаях они нужны, а когда не нужны?
Бизнес-брокерами по продаже готового бизнеса принято называть тех, кто является посредником между Продавцом и Покупателем в сделках по переходу прав собственности на готовый бизнес от старого хозяина к новому, получая за это своё агентское вознаграждение.
Какие бывают бизнес-брокеры?
В качестве бизнес-брокера могут выступать как юридические лица, так и физические.
Юридические лица – это фирмы, где по найму трудятся агенты, которые также называются бизнес–брокерами. Аналог такой фирмы – агентство недвижимости.
Как физические лица, выступают частные бизнес-брокеры, которые не хотят заработанный процент делить с компанией-работодателем. Аналог – частный маклер по продаже недвижимости.
По подходу к работе, по принципу работы, по схеме работы всех бизнес-брокеров можно чётко разделить на 2 группы.
1. Бизнес-брокер в стиле агента по недвижимости. Здесь ход рассуждения брокера примерно такой: «Самое главное – получить свой процент по сделке. Для этого надо, чтобы сделка состоялась при любых раскладах. Совершенно неважно для меня, что будет потом с Покупателем и его приобретённым бизнесом. Поэтому на стадии переговоров какую-то информацию до Покупателя можно и не довести, какую-то немного исказить, какую-то и приукрасить. Чтобы всё быстрее «срослось».
И тут для меня достаточно просто свести Продавца и Покупателя, а там уж они сами между собой как-нибудь договорятся. Совершится сделка – отлично, не совершится – ну, что ж, издержки производства. У меня ещё таких бизнесов набрано в работу целая куча. Авось, какой-нибудь да и «выстрелит»».
Такой подход к делу где-то, наверное, в риэлторском бизнесе и хорош. Ведь что такое недвижимость, как объект продажи? Это товар, который имеет ограниченное количество характеристик. Возьмём, например, квартиры. Всех их можно описать небольшим числом критериев: город, район, площадь, количество комнат, этажность, уровень ремонта. Из основных, пожалуй, всё.
К тому же эта коробка ещё и статична. Поэтому она и называется недвижимостью. Здесь всё просто – привёз, показал, вывел на сделку.
2. Бизнес-брокер по продаже готового бизнеса, как консультант.
Но продажа бизнеса требует совсем другого подхода. Здесь совершенно другое дело. Бизнес – это процесс, это движение, это постоянная изменчивость. Поэтому брокер, помогая Продавцу продавать готовый бизнес, продаёт бизнес-процесс, находящийся в определённой точке времени. Именно в этой точке такая стоимость бизнеса, а не в какой другой. По разным причинам через месяц, через неделю, а может уже и на следующий день, стоимость его может быть совсем другой. К тому же у бизнеса характеристик куда больше, чем у недвижимости. И проверка бизнеса – это не показ квартиры.
«Правильный» бизнес-брокер одинаково рьяно защищает интересы, как Продавца бизнеса, так и Покупателя. И ничто ни от кого не утаивает и не искажает. Он передаёт от Продавца к Покупателю всю собранную, проверенную и проанализированную информацию со всеми отмеченными им нюансами, которые даже возможно не заметил сам Покупатель.
«Правильный» бизнес-брокер по объёму своих знаний, по своему опыту, если хотите, по широте своего кругозора должен превосходить обычного агента по продажам недвижимости. К тому же он должен быть хорошим психологом, а также должен знать деловой этикет.
Ведь он общается с первыми лицами компаний, с людьми, постоянно принимающими важные решения, с теми, кто постоянно берёт на себя ответственность, кто контролирует и перенаправляет финансовые потоки, кто, возможно, имеет не одно высшее образование, короче, он плотно и напрямую общается с умными людьми, добившимися много в своей жизни. И бизнес-брокеру, волей-неволей, приходится соответствовать.
Надо ещё отметить, и это важно, что бизнес-брокер по продаже готового бизнеса – это консультант, но только по купле/продаже бизнеса, и не более. Он не консультант по бизнесу, ни в коем случае.
Лучше, чем сам продавец бизнеса, в его деле никто не разбирается. И задача брокера не давать хозяину продающегося предприятия советы по бизнесу, а оказывать консалтинговые услуги по подготовке бизнеса к продаже, по проведению быстрой, безопасной и результативной сделки, чтобы каждая из сторон осталась довольной, и получила в результате сделки то, на что рассчитывала, и в нужный срок: Покупатель – получает работающий и прибыльный бизнес в ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ, а Продавец – получает ВСЕ деньги.
Ещё раз: бизнес-брокер по купле/продаже бизнеса – это не бизнес-консультант.
Для «правильного» бизнес-брокера очень важно, чтобы каждая из сторон осталась довольна совместно проведённой работой. Ведь деловая репутация для брокера не пустой звук. Благодаря именно ей Продавец и Покупатель могут в дальнейшем повторно обратится к этому брокеру, именно благодаря ей Клиенты приходят к брокеру по рекомендации.
Вот в этом во всём и есть отличие бизнес-брокера, проводящего грамотный консалтинг в сфере продаж готового бизнеса от бизнес-брокера в стиле «а ля риэлтор».
Ребята, если статья вам понравилась, и если была информативна, и очччень полезна для вас, ну поставьте, пальчик свой вверх...! Ну, пожалуйста, плззз...!