У каждого корабля своя судьба: не всякому судну суждено благополучно прожить долгий век и, на славу послужив людям, тихо отправиться на металлолом.
История лайнера «Кап Аркона» выделяется даже на фоне морских катастроф. А особенно трагично и горько то, что причиной тысяч невинных жертв стало не буйство стихии и не техническая неисправность, а человеческая жестокость.
Корабль, призванный на фронт
Пассажирский лайнер «Кап Аркона» был спущен на воду в 1926 году. Буквально через год судно было введено в эксплуатацию. Лайнер курсировал между Гамбургом и Буэнос-Айресом и стал, пожалуй, самым фешенебельным кораблем на этом направлении. Он благополучно трудился, перевозя пассажиров до самого начала войны.
В 1940 году «Кап Аркона», как и большинство гражданских кораблей, поступил в распоряжение германского военного флота. Судно модернизировали, значительно увеличив пассажировместимость, и до поры до времени держали на якоре, используя в качестве плавучей казармы.
Зловещее предзнаменование
Судно так и стояло в порту польского городка Гдыни, оккупированного немцами, пока не пригодился в качестве декорации для кинофильма. Художественно-пропагандистская лента «Титаник», снятая в 1942 году частично на борту «Кап Аркона», стала страшным пророчеством гибели этого корабля.
Печальна судьба режиссера «Титаника» Герберта Зельпина — он даже не успел доснять свою киноленту до конца. Зельпин в разговоре с друзьями нелестно отозвался о гитлеровском режиме, его арестовали, а буквально на следующий день нашли повешенным в камере тюрьмы.
Эвакуация немцев
Тем временем наступила зима 1945 года — война подходила к концу. Советские войска с боем прорывались на территорию Восточной Пруссии. Немецкое правительство организовало эвакуацию своих граждан из районов боевых действий. Операцию назвали «Ганнибал». Вместе с другими кораблями людей перевозил и лайнер «Кап Аркона».
Стоит отметить, что эвакуация проходила для германского флота тяжело и крайне опасно. Во время походов погибло несколько пассажирских кораблей. Два раза переправив людей из Готенхафена (Гдыня) в Копенгаген, не выдержал напряжения и застрелился в своей каюте капитан «Кап Аркона» Йоханнес Герц.
Всего судно успело сделать три эвакуационных рейса и перевезти около 26 тысяч человек. После этого сильно изношенный корабль был возвращен гражданской компании-владельцу. Частично отремонтированный лайнер своим ходом отправился в Нойштадт и стал на якорь.
Гибель «Кап Аркона»
Весной 1945 года на территории Германии происходила ликвидация концентрационных лагерей. Работникам международной миссии Красного Креста часть узников удалось спасти и переправить в нейтральную Швецию. Другую часть, примерно 10 тысяч человек, нацисты перебросили прибрежный городок Любек, в бухте неподалеку от которого и находился «Кап Аркона».
Гауляйтер (высшая партийная должность нацистов) Гамбурга и комиссар морских перевозок Карл Кауфман приказал погрузить заключенных на «Кап Аркона», а также стоявшие рядом суда «Дойчланд» и «Тильбек». Капитаны кораблей пытались воспрепятствовать произволу, но эсэсовцы пригрозили расправой, вынудив их сотрудничать. Шведские представители Красного Креста продолжали работу, им удалось договориться с нацистами и спасти еще несколько сотен людей.
Тем не менее гитлеровцы погрузили на борт «Кап Аркона» от 4 до 5,5 тысячи человек, «Тильбек» принял 2,8 тысячи заключенных, на корабле «Дойчленд», со слов капитана, людей не было. Половина узников были военнопленными, по большей части русскими и поляками, а вторая половина евреи, собранные со всей Европы. В это же день, 3 мая 1945 года, по Любеку ударили союзные войска.
В воздухе появились британские штурмовики и открыли массированный огонь по беззащитным кораблям. Параллельно в порту проходила сухопутная атака пехоты.
По одной из версий, союзники стремительно развивали наступление, стараясь во что бы то ни стало отрезать путь в Европу для советских войск, поэтому атаковали корабли, не дожидаясь сведений военной разведки.
Британцы потопили все три корабля. Сухогруз «Тильбек» скрылся под водой после первых попаданий. Выжило около 100 человек. Лайнер «Кап Аркона» сначала горел, и лишь потом погрузился на дно. Парящие в небе штурмовики некоторое время расстреливали пытающихся спастись людей. Лишь час спустя британцы, разобравшись в происходящем, вытащили из воды 314 человек.
Последним утонул «Дойчланд», на котором, как позже утверждали сотрудники Красного Креста, несмотря на все заверения немцев вполне могло быть до 2 тысяч заключенных.
Трагедия стала одной из крупнейших морских катастроф, а общее число жертв на всех трех кораблях (учитывая пассажиров «Дойчланда») составляет около 9000 человек.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
Величайшая морская трагедия «Ланкастрии» — катастрофа, в три раза превосходящая «Титаник»
Страшная гибель «Лузитании» — как противостояние сверхдержав погубило сотни невинных людей