Найти в Дзене
ГЕНЛАЙН

Сказочно некрасив, но зато живет долго. И не стареет

Голый землекоп почти никогда не болеет раком. Это делает его уникальным и интересным для исследования проблем старения.

Нестареющие "красавцы"

Голова голая, кожа морщинистая. Из рта торчат два кривых зуба. Глаза погружены в череп. Хорошо выглядят только сильные мышцы. Но как бы ни выглядели неспортивным и пожилым голый землекоп – именно он может дать разгадку тайны постоянного здоровья и вечной молодости.

«Голый землекоп – это для меня иконы здорового старения», – пишет tagesanzeiger со сслылкой на биолога Берлинского института исследований зоопарка и дикой природы Лейбница (IZW) Томаса Хильдебрандта.

В подвале института 12 колоний землекопов. Для них построена конструкция из цилиндрических собирателей, соединенных прозрачными пластиковыми трубами. Там постоянная температура – 32 градуса. Внутри сооружения слишком тесно. По трубам постоянно снуют взад-вперед голые землекопы, некоторые из них протискиваются поверх других. Кто-то транспортирует в зубах щепки для строительства, кто-то – кусочки картофеля для кладовых. Шумно.

Хильдебрандт поднимает крышку, и землекопы вздрагивают. От ужаса одно из больших животных хватает зубами новорожденного и уносит его подальше от оккупантов.

Самым старым животным в лабораториях скоро исполнится по 40 лет. Для обычной лабораторной мыши это уже четырежды библейский возраст. Новорожденные Nacktmull очень уязвимы. «Но если землекоп выживает в первые месяцы, у него есть хорошие шансы дожить до глубокой старости», – говорит Хильдебрандт

Но интересна не продолжительность жизни Nacktmulle, а, скорее, то, как они стареют. Лабораторная мышь, стареет, как и человек: шерсть становится серой, волосы выпадают, риск опухоли неуклонно растет. Грызуны становятся забывчивыми, даже слабоумными.

А вот старого землекопа внешне трудно отличить от молодого. Это сопротивление к опухолям является уникальным среди млекопитающих и делает вид особенно интересным для возрастных исследований.

Курьез природы под руководством королевы

В 1980-х годах, когда биологи впервые пришли в восточную Африку и стали выращивать этих животных в лабораториях, землекопы казались, прежде всего, курьезом природы – увлекательно с эволюционной биологической точки зрения и бессмысленно – с медицинской. Но прошло много лет, и многие землекопы просто не умерли. Это еще более удивительно, потому что они – маленькие животные. А в природе чаще всего так – чем ты меньше, тем короче твоя жизнь.

Но землекопы просто живут по-особому. В природе они встречаются только в Восточной Африке, в сухих степях на севере Кении, в Сомали и Эфиопии. До 300 животных живут колониями под землей, копая там многокилометровые пещеры.

Это единственный вид млекопитающих, организованный по образу насекомых, похожий на пчелиный рой или муравейник.

В колонии доминирует одно животное – королева. Только она рожает потомство каждые 80 дней, все остальные самки колонии бесплодны.

Королева с некоторыми подданными на вершине контролирует остальных. Некоторые из низших Nacktmulle  просто растут, другие расширяют туннельные системы, в поисках клубней и корней. Самые мощные животные охраняют пещеры и отпугивают врагов, например, змей. Именно из этой касты солдат королева в основном и выбирает себе до трех любовников.

Королева намного больше и длиннее, чем другие, – в конце концов, она иногда рождает более 20 самцов сразу. Но прежде всего, она дает понять всем, кто является начальником. Когда королева встречает в туннеле другого Nacktmulle, она просто идет по нему. Кто кого может топтать – говорит о ранге животного в колонии.

Вероятно, жесткая иерархия также способствует долголетию землекопов. Колония стабильна только в том случае, если королева здорова. Если она проявляет слабость, то наступает своего рода дворцовая революция: другая самка бросает вызов королеве, чтобы бороться за жизнь и смерть за главный пост.

Для всей колонии такие беспорядки нежелательны – в худшем случае дворцовая революция расширяется до подземной гражданской войны. Поэтому эволюционно, вероятно, полезно, если животные живут долго и порядок остается неизменным.

Не полагайтесь на первое впечатление

На протяжении многих миллионов лет климат в Восточной Африке и образ жизни голого землекопа практически не изменились. Животные просто идеально приспособлены к окружающей среде, говорит Хильдебрандт. Эволюция не остановилась на Nacktmullen, «но определенно замедлилась».

Возможно, это объясняет, почему голый землекоп стареет, но пока еще не так быстро, как другие биологические виды. У животных высокая способность к регенерации – они могут компенсировать себе потерю половины лопатки после боя увеличением мышечной массы. Кроме того, у них чрезвычайно прочная иммунная система – они могут излечить даже огромные абсцессы. Этим же объясняется и их устойчивость к опухолям. По-видимому, иммунная защита позволяет исключить раковые клетки гораздо более целенаправленно, чем у других видов животных.

В прошлом году молекулярный биолог Гэри Левин сообщил в журнале «Наука», что Nacktmulle могут жить без кислорода до 18 минут. «Мозг выключается, сердце бьется довольно медленно», – говорит Левин, который исследует землекопа. – «Когда кислород снова поступает, просто просыпайтесь». Команда Левина смогла доказать, что землекоп во время отсутствия кислорода переключает метаболизм клеток с глюкозы на фруктозу. «Недостаток кислорода в медицине является огромной проблемой», - говорит Левин. Если сердечные клетки имеют слишком мало кислорода, например, после инфаркта, это часто приводит к длительным повреждениям.

Томас Хильдебрандт: «У маленьких парней есть решения для многих загадок, с которыми мы боремся». И глядя на внешность голого землекопа, надо осознать, что мы никогда не должны полагаться только на первое впечатление.

Foto: Getty Images

Наука
7 млн интересуются